Эдуардо Паес, мэр Рио-де-Жанейро, получил олимпийский флаг от главы МОК Жака Рогге. Фото: АР На пляже Barra da Tijuca в Рио бразильская чемпионка по кайтбордингу Милла Феррейра сражается с порывами ветра. Кайт, он же летучий змей, бьется в девяти метрах над ее головой. Несмотря на огромные волны и меняющийся ветер, Феррейра прочно стоит на своей доске, в то время как кайт несет ее по воде на бешеной скорости. В 2016 году кайтбординг дебютирует в качестве олимпийского вида спорта, заменяя собой виндсерфинг. «Мы так рады!» — говорит спортсменка. Участие в Олимпиаде поможет этому молодому виду спорта развиваться, несмотря на все присущие ему трудности. «Если Богу не хочется ветреной погоды, ничего поделать нельзя — приходится идти домой», — объясняет Феррейра. И сам Рио похожим образом подходит к своему олимпийскому дебюту. Игры-2016 для бразильского города — возможность показать миру свою мощь и энергетику, а параллельно с этим — развить и улучшить инфраструктуру. Главное олимпийское слово-девиз, «наследие», не сходит с уст политиков по всему городу. «Как Бразилии, так и Рио предстоит еще работать и работать — Олимпиада не сделает их идеальными в одночасье. Но после нее город станет более интегрированным, а его жители — более равноправными», — говорит мэр Рио Эдуардо Паес. Но справится ли город с олимпийской нагрузкой, а также с Чемпионатом мира по футболу двумя годами раньше, — это остается под большим вопросом. Сквозь гранит Транспорт — один из самых болезненных моментов подготовки. В великолепном Рио с его холмами и извилистыми дорогами вдоль моря не так просто добраться из пункта А в пункт Б. На более чем шесть миллионов жителей приходятся всего две линии метро. А туда, где должен быть разбит Олимпийский парк, не ходит ни метро, ни прямые автобусы. Метро достраивают, прорубая шестикилометровый туннель через цельный гранит. Но работа идет медленно и тяжело, и пока за два года удалось проложить всего два километра. На более масштабное развитие метро у Рио нет ни времени, ни денег, и вместо этого город закупил десятки новеньких автобусов, для которых выделили специальные полосы. Один из маршрутов уже заработал — для многих горожан время пути от дома до работы сократилось вполовину. Пока новым транспортом пользуются 15% жителей города, а к 2016 году эта цифра должна увеличиться до 60%, считает Алехандре Сансао — чиновник, отвечающий за транспорт в Рио. Однако некоторые важные участки транспортной системы, как ожидается, заработают всего за несколько месяцев до Игр. Олимпиада на месте фавелы Стадион «Маракана», построенный к чемпионату мира по футболу 1950 года, сейчас ремонтируется к Кубку мира 2014-го. Эта спортивная площадка когда-то была самой большой в мире и вмещала 200 тысяч зрителей. В 2016 там также должны пройти церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Но и этот проект продвигается с трудностями. Работа идет 24 часа в сутки, поэтому когда 20 дней продолжалась забастовка, бюджет пострадал очень значительно. Крыша над трибунами была признана небезопасной, и ее пришлось снести, что увеличило расходы на 20-30%. В свою очередь велодром, построенный к Панамериканским играм 2007 года, не соответствует олимпийским стандартам и нуждается в серьезном ремонте. Мэр уверяет, что это произойдет заблаговременно. Других критиков волнует вопрос о том, действительно ли Игры помогут сгладить социальное неравенство в городе. Так, Олимпийский парк планируют построить в месте, где сейчас находится трущобный пригород Вила Аутодромо, и местные жители в ярости. «Мы живем здесь более 40 лет, у нас есть на эту землю права и документы, их подтверждающие», — говорит Алтаир Гимарайнш, житель трущоб, который работает разносчиком газет. Он один из активистов, боровшихся за эту фавелу с самого начала. Гимарайнш настаивает, что только олимпийские застройщики выиграют от сноса трущоб. Сам он у себя во дворе разводит кур и выращивает ананасы, чего не сможет делать, живя в многоэтажке. Скоро Гимарайнш встречается с мэром, чтобы представить ему свой вариант, позволяющий, как он утверждает, и благоустроить трущобу и не мешать созданию олимпийского парка. «Ради Олимпийских игр не должны никого выселять», — говорит активист. Перед Рио стоит немало трудностей на пути к первой в Южной Америке Олимпиаде. Местным властям еще предстоит убедить горожан, что огромные расходы на проведение Игр принесут немало плодов, после того как олимпийский флаг опустится. Но местные жители призывают иностранцев не волноваться: Рио — это город, который знает, как закатить вечеринку. «Вы когда-нибудь чувствовали, что вам тут не рады? — говорит повстречавшаяся мне на пляже Урсала Араужу. — Это будет точно так же, как сейчас. Мы с большим удовольствием встретим всех людей из разных стран». Квентин Соммервилл Би-би-си, Рио-де-Жанейро
|