Фото: PhotoXPress Закон, повышающий ответственность руководителей и собственников банков за убытки кредитной организации, сегодня подписал президент России Владимир Путин. Этот же закон делает более цивилизованной процедуру банкротства банков после отзыва у них лицензий. Новые положения прописаны в поправках к уже действующему закону «О банкротстве кредитных организаций». Закон был принят Госдумой 13 июля и одобрен Советом Федерации 18 июля текущего года. Поправки, в частности, наделяют Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обязанностями и полномочиями по выявлению фактов совершения менеджерами высшего звена банков или органами, контролирующими деятельность банка, действий, в результате которых банк понес убытки. Новый документ прописывает методику и порядок оспаривания тех сделок, которые владельцы или руководство банка совершили накануне отзыва лицензии и банкротства и которые ухудшили финансовое состояние кредитной организации. В случае санации банка (на этапе финансовых затруднений у банка, но до отзыва лицензии) АСВ получает право выяснять причины возникновения у организации финансовых затруднений и предпринять меры по взысканию с виновных лиц убытков. Главное, что изменится с принятием нового закона, — АСВ получит право не только финансировать, но и контролировать процесс санации банка или проведения его банкротства, отмечает вице-президента «Спартак-банка» Павел Геннель. По его словам, до принятия этого закона после отзыва лицензии банк формально выпадал из поля, регулируемого ЦБ, и не был подконтролен никаким финансовым регуляторам. Поэтому в ходе банкротства в ряде банков происходили «удивительные вещи». Сейчас, когда из-за проблем еврозону существует вероятность кризиса в России, у нашей банковской системы имеется риск повторить сценарий 2008 года, считает руководитель департамента персонального финансового планирования ФГ БКС Наталья Смирнова. И чтобы подстраховать себя на случай кризиса ликвидности, ряд банков повысил ставки по вкладам до 10% и выше, но такая доходность превышает ставку рефинансирования, составляющую сейчас 8%. Таким образом, получается, по сути, что сегодняшние вклады — это очень дорогие деньги для банка, особенно если они привлекаются на срок свыше года, полагает Смирнова. Она обращает внимание, что в этой связи повышается риск, что банки начнут перекладывать ответственность за высокие ставки на систему страхования вкладов. К настоящему времени уже накопился и был осмыслен большой объем практики по санациям проблемных банков в 2008–2009 годах, отмечает Павел Геннель. Кроме того, государство, стремясь подготовиться к следующей волне кризиса, пытается не только заново сформировать резервы, из которых оно сможет помогать финансовой системе, но и выработать необходимую методологию предоставления этой помощи. Именно поэтому законодательство и пересматривается. Еще одна причина подобных поправок заключается в возникновении ситуаций, когда менеджеры и акционеры банка сознательного доводят организацию до банкротства — отчасти тоже в надежде на помощь АСВ, считает Наталья Смирнова. Другими словами, изменения в законе нужны, чтобы сомнительные операции банков не покрывались за счет взносов в систему страхования вкладов крупных и надежных банков. Кроме того, интересы Центробанка и АСВ в отношении какого-то проблемного банка не всегда совпадают. Причина — после отзыва лицензии ЦБ чаще бывает занят защитой от претензий в недостаточном контроле за банком до возникновения проблем, нежели надзором за процедурой банкротства. А АСВ, по сути, занимается только выплатами депозитов, добавляет Павел Геннель.
|