Завод «Фольксваген Групп» в Калуге. Фото: РИА Новости
Американец Эрик Беркен приехал в Калугу из американского штата Небраска, где у его семьи была своя ферма. В Калужской области он работает консультантом на ферме Сергея Ниценко, который четыре года назад купил в Америке несколько сотен черных быков Ангус.
Из мраморного мяса этих быков готовят одни из лучших стейков. В российских магазинах пока это мясо стоит в три раз дороже, чем в США. Но цены снизятся, уверен Беркен, так как производство мраморной говядины сейчас активно развивается в нескольких российских областях: Воронежской, Калужской, Брянской.
«В России есть очень влиятельные люди, которые говорят: почему у нас не может быть как в Америке, у нас же есть земля, трава, вода. Давайте сделаем, как в Америке. И эти люди нам очень помогали», — рассказывает Беркен.
Выгода превыше всего
В Калуге о хороших, влиятельных людях мы слышали часто.
Руководители бизнеса рассказывают, что губернатор, его заместитель и другие представители региональных властей дали им свои номера телефонов и попросили звонить, как только бизнес почувствует, что ему вставляют палки в колеса.
Эрик Беркен говорит, что воспользовался этой возможностью. Готовность региональной администрации бороться с бюрократией и коррупцией — хороший знак, но на выбор инвесторами места для ведения бизнеса ключевого влияния не оказывает, уверен директор института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев.
При выборе региона, в котором они хотят работать, в первую очередь бизнесмены смотрят на экономические показатели, говорит эксперт, а не на личность губернатора и его склонность к честным поступкам.
«Этот фактор не нужно преувеличивать. Самый идеальный губернатор в самом депрессивном регионе не очень многое может сделать в ситуации специфической структуры экономики, низкого платежеспособного спроса и отсутствия объектов для инвестирования», — добавляет Яковлев.
Бюрократия одинакова везде
Налоговые льготы есть практически во всех российских регионах. При базовой ставке налога на прибыль в 20% многие регионы снижают ее до 13,5% (Пермь, Татарстан, Калуга, Красноярск, Вологда, Брянск и другие). Налог на имущество (не должен превышать 2,2%) обнулен в Калининграде, Ярославле, Ульяновске, Томске и других городах.
Для бизнеса, приходящего в регионы, финансовые льготы особого значения не имели, говорит Яковлев. «Что было значимо, но с отрицательным знаком, — это факт смены губернатора. После смены губернатора в течение года инвестиции сокращаются на 20%», — рассказывает эксперт.
«Даже в условиях коррумпированной администрации, если понятны правила игры, и они стабильны и определенны, инвесторы это воспринимают как издержки, но если есть другие компенсирующие факторы (большой рынок сбыта, квалифицированная рабочая сила), они готовы работать даже в этих условиях», — говорит он.
Региональные власти области помогают бизнесу преодолеть бюрократические преграды, но ничего не могут поделать с несовершенством российских законов.
«Мы построили завод за 21 месяц, а первое регистрационное удостоверение на полное производство ждали 27 месяцев!» — говорит Миломир Миятович, директор департамента производства завода Hemofarm, находящегося рядом с Обнинском в Калужской области.