Фото: ezioman/flickr.com Правительство Дмитрий Медведева вчера впервые обсудило вопросы налогообложения нефтегазовой отрасли. Промежуточный итог можно считать позитивным, как минимум, для независимых производителей газа. По итогам совещания вице-премьер Аркадий Дворкович объявил о том, что 1 июля 2013 года правительство может ввести сбалансированную ставку НДПИ на газ, учитывающую рост внутренних цен, а также рентабельность проектов, а с 2014 года перейти на определенную расчетную формулу. По его словам, новая формула будет учитывать экспортные цены, внутренние цены, расходы на транспортировку и сложность разработки месторождений. При этом для независимых производителей, в частности, «НоваТэка», темпы повышения НДПИ могут быть снижены уже в 2013 году; по «Газпрому» правила пока не определены. Окончательное решение правительство предполагает принять в сентябре. Однако Минфин по-прежнему настаивает на росте ставок и готов обсуждать этот вопрос дополнительно. По оценкам аналитика Rye, Man & Gor securities Дарьи Козловой, по новой формуле НДПИ для «НоваТэка» составит около 500 рублей за тысячу кубических метров газа против первоначально предполагавшихся 1049 рублей. Это позволило бы газодобытчику сэкономить около 1,15 млрд долларов или 28% от прогнозной EBITDA 2015 года. Впрочем, от введения формулы в выигрыше окажется и «Газпром». По оценкам эксперта, НДПИ для газовой монополии может составить 780 рублей за тысячу кубов против ранее обозначенного 1061 рубля. В результате, экономия составит 4,5 млрд долларов или 7% от прогнозной EBITDA 2015 года. «Возможное решение о снижении ставок оправдано. Уравнивание НДПИ для «Газпрома» и независимых производителей было бы оправдано в случае паритета внутренних и экспортных поставок», — отмечает Козлова. Напомним, решение о повышении НДПИ для газовиков в апреле принимало еще правительство Владимира Путина. В частности, к 2015 году НДПИ для «Газпрома» предполагалось повысить вдвое, а для независимых производителей газа — вчетверо. Тогда в ответ производители газа заявили, что при новом налоговом режиме значительная часть проектов перестанет быть рентабельной и освоение новых месторождений придется заморозить. Минфин, в свою очередь, заявлял, что повышение нагрузки для газовиков необходимо как компенсация снижения налогового бремени для нефтяных компаний от введения системы «60-66». Однако, как оказалось, правительство Дмитрия Медведева не слишком довольно и этим налоговым инструментом. По словам премьера , «пока это не то, что хотелось». Дмитрий Медведев отметил, что Минэнерго и Минфину надо продолжить работу над формированием удобных условий для инвестиций в добычу и переработку нефти, а нефтяным компаниям — обеспечить дальнейшую работу по модернизации НПЗ. Система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты была введена в октябре прошлого года. Тогда снижение ставки пошлины на экспорт нефти с 0,65 до 0,6 предполагалось компенсировать за счет повышения ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты с 47% до 66% от пошлины на нефть. Ставка экспортных пошлин на бензин составила 90% от пошлин на нефть. Предполагалось, что подобный маневр позволит стимулировать добычу нефти на действующих месторождениях Западной Сибири и одновременно развивать нефтепереработку. Однако уже в первом квартале 2012 года профильные ведомства заговорили о том, что система «60-66» не принесла ожидаемых результатов. Так, Минэнерго отмечало, что не фиксирует тенденцию повышения глубины переработки нефти. Процесс модернизации НПЗ достаточно инертен, но пока идет в соответствии с ранее утвержденными планами, отмечает аналитик Номос-банка Денис Морозов. «Даже после повышения пошлины на мазут, его экспорт по-прежнему остается прибыльным. В результате, у нефтяников фактически есть выбор — сохранять нынешнюю маржу переработки в 2-3 доллара или путем дополнительных инвестиций добиваться повышения рентабельности, но в среднесрочной перспективе», — отмечает эксперт. Кроме того, глава Минэнерго Александр Новак согласился, что есть сложности и с увеличением объема добычи. Министр признал, что «ключевой проблемой действующей налоговой системы» является налогообложение не финансового результата, а абсолютных показателей выручки нефтяников. Дело не в системе «60-66», а в самой сути механизма налогообложения нефтяной отрасли, соглашается аналитик UBS Константин Черепанов. «Сейчас величина налоговых выплат по-прежнему определяется от выручки нефтяных компаний, а не от прибыли. Таким образом, система не учитывает, какие издержки они потратили на добычу и фактически приравнивает между собой месторождения различной степени сложности», — отмечает эксперт. Напомним, сейчас средний коэффициент извлечения нефти из месторождений в России не превышает 40%. Для сравнения: аналогичный показатель в США — около 50%.
|