Фото: St?fan_5/flickr.com За прошедшее с начала кризиса время граждане России стали аккуратнее брать в долг и лучше обслуживать кредиты. К такому выводу пришло Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) по результатам проведенного опроса. Агентство сделало вывод о том, что значимость многих аргументов, которыми раньше люди оправдывали невозврат кредита, уменьшилась, а уровень ответственности россиян перед банком вырос. Значительно реже стали возникать ситуации, когда неплательщики объясняют невозможность вернуть кредит по независящим от человека и внезапно возникшим обстоятельствам, например, потерей работы или резким снижением дохода. Доля тех, кто называет форс-мажорные обстоятельства причиной невозврата, сократилась на 9 процентных пунктов — с 46% до 37%. Уменьшилась и доля тех россиян, кто считает веской причиной неплатежей по кредиту ошибочную оценку своих финансовых возможностей — на 8 п.п., с 19% до 11%. Инициативный НАФИ всероссийский опрос проводится, начиная с 2009 года. Опрошено 1 тысяча 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. С начала кризиса изменился и сам заемщик, отмечает директор департамента розничного бизнеса СМП-банка Наталия Мишина. По ее словам, до 2008 года кредиты не брал только ленивый, что было связано с началом бурного выход на рынок потребительского кредитования сразу множества банков. Кроме того, тогда люди охотно брали кредиты, так как в России почти все были уверены в гарантированном росте своих доходов. После кризиса, за врея которого во многих компаниях прошли увольнения и сокращения зарплат, люди стали тщательнее просчитывать свои финансовые возможности. Отношение россиян к ситуации, при которой банк в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки, не изменилось — треть опрошенных, по-прежнему воспринимает такие действия кредитора как уважительную причину для невозврата долга, показал опрос НАФИ. Но при этом более чем в полтора раза увеличилась доля тех, кто считает, что кредит необходимо выплачивать в любом случае, а причин для его невозврата, оправдывающих заемщика, не существует. Причем среди россиян, имеющих такое мнение, преобладают женщины, а в группах по доходам — те, кто зарабатывает выше среднего уровня. Наталья Мишина соглашается с выводом о том, что женщины — более аккуратные плательщики по кредитам, чем мужчины. Этот факт она объясняет ростом числа женщин с устойчивым постоянным доходом. С другой стороны, женщины и дети — важные сегменты для маркетинговых целей на рынке потребления, а вкупе с «хозяйским» подходом к личному финансовому планированию, женщины становятся привлекательным клиентом для розничных кредитных программ банка, заключает Мишина. Женщины практически всегда для банков — самые лучшие заемщики, так как они импульсивнее в своих поступках и охотнее покупают товары, которые им попадаются под руку. К тому же они зачастую склонны потакать своим прихотям, а на это нужны деньги, отмечает управляющий партнер маркетингового агентства «42» Ольга Белобровцева. По ее мнению, в России до сих пор действует такая модель семьи, при которой мужчины считают, что они принимают решение и берут кредит, а на самом деле, выбирает этот кредит, сравнивая сроки и платежи по нему, женщина. Для нее при этом гораздо критичнее сохранить и приумножить свое имущество и не лишиться того, что куплено в кредит. Это одна из причин того, что женщины стараются платить по займам аккуратнее мужчин. Правда, уже в первом квартале этого года просрочка в розничных портфелях российских банках увеличилась с 4,8% до 5%, посчитали аналитики Bank of America Merrill Lynch (BAML). Россияне в этом году стали больше брать кредитов, что не могло не сказаться на росте просрочки.
|