Фото: PhotoXPress Министерство экономического развития разработало концепцию общественного обсуждения крупных закупок для государственных и муниципальных нужд. Соответствующий проект документа опубликован на сайте ведомства. Речь идет о покупке товаров на сумму свыше 1 миллиарда рублей. Эта концепция разработана по поручению правительства для реализации положений предвыборных статей Владимира Путина. Так, в материале «О наших экономических задачах» от 30 января 2012 года в газете «Ведомости» нынешний президент предложил радикально реформировать госзакупки, начав с их обсуждения. По оценкам экспертов, ежегодно на госзакупки в России тратится около 6 трлн рублей, а вместе с закупками госкомпаний и корпораций сумма возрастает до 13 трлн рублей. Между тем, по словам Путина, ежегодно разворовывается в этой сфере до 1 трлн рублей. Теперь МЭР предлагает ввести для крупных госзаказчиков норму, по которой они будут обязаны очно обсуждать контракты со всеми, кто счел их условия подозрительными. Общественное обсуждение предполагается проводить в несколько этапов, для первого из которых должно быть организовано специальное место на официальном сайте zakupki.gov.ru. Он начинается со дня размещения извещения о закупке (публикуется в специальном разделе сайта о закупках) и заканчивается за 15 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Затем на сайте будет формироваться сводный протокол обсуждения, после чего к делу подключится Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая выскажет свои замечания. Экспертное заключение будет направлено заказчику, и оно должно быть размещено на сайте не позднее, чем за день до проведения третьего этапа общественного обсуждения. Последним этапом станет очное публичное обсуждение, проводимое заказчиком в виде слушаний, причем не позднее, чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Согласно концепции, заказчик должен пригласить на него всех участников первого этапа обсуждения. После этого заказчик размесит на официальном сайте протокол подведения итогов общественного обсуждения. Варианта три — принять изменения, исполнять документ в первоначальном виде или полностью отказаться от размещения заказа. Как ожидается, документ, разработанный МЭР, будет внесен в правительство 1 июня. Коммерческий директор электронной площадки B2B-Center Андрей Бойко считает, что само по себе предложение МЭР — хорошее, так как нацелено на повышение эффективности проведения закупок, прозрачности и контроля. В то же время есть риск того, что возможность комментировать эти закупки будут иметь исключительно лица из какого-то ограниченный круг. «Иными словами, это может превратиться в публичное обсуждение в «закрытом клубе». Поэтому важно четко отрегулировать вопрос публичности, чтобы предложение было действенным», — пояснил Бойко BFM.ru. Кроме того, по его словам, есть вероятность, что заказчики будут пытаться выводить свои закупки из-под норм данного документа, делать так, чтобы стоимость закупки была ниже 1 млрд рублей. «Они могут дробить закупку — проводить ее в несколько этапов, а также применять другие ухищрения», — предполагает Андрей Бойко. Руководитель корпоративной практики адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова отметила в беседе с BFM.ru, что предложенная инициатива может обернуться значительными финансовыми затратами, поскольку предполагает организацию фактически общественного собрания из неограниченного числа участников публичного обсуждения. Генеральный директор Сontour Сomponents Владимир Некрасов считает, что обсуждение должно вестись на более ранней стадии, еще до размещения госзаказа: «Конкурс — это уже исполнение ранее принятых решений: бюджета, федеральной целевой государственной программы. А обсуждать надо не конкурсы, а программы, а еще лучше, концепции, с которых начинается инициирование этих программ. Почему бы не принять закон об обсуждении концепций, которые предполагают расходование бюджетных средств от 1 миллиарда. Они бы публиковались на сайтах министерств, или на сайте правительства. Дальше бы обсуждались ФЦП, ее предполагаемые результаты и стоимость. А сейчас предлагается делать это уже на, фактически, конечном этапе». Напомним, в начале мая этого года российское правительство одобрило законопроект о федеральной контрактной системе (ФКС), призванный заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках №94-ФЗ. ФКС предполагает переход к регулированию полного цикла государственных закупок. Основные отличия системы от ранее действующей — введение стадий прогнозирования и планирования государственных закупок и содержательного аудита исполнения контрактов. Кроме того, ФКС вводит инструменты управления контрактными рисками, в том числе антидемпинговые меры. Вводятся новые способы проведения торгов: двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием (квалификационным отбором), запрос предложений, а также возможность как для заказчика, так и для исполнителя одностороннего расторжения контракта в случае нарушения его существенных условий.
|