Нуриэль Рубини: у ЕС будет только одна попытка спасти Испанию. Фото: AP Правительство Испании планирует частично национализировать за долги четвертый по величине банк страны Bankia SA. Таким образом, Мадрид пытается успокоить вкладчиков и инвесторов и развеять сомнения относительно способности правительства стабилизировать финансовый сектор страны спустя четыре года после того, как обрушился испанский рынок недвижимости. Государство получит 45% акций Bankia, конвертировав таким образом 4,5 млрд евро ссуды, которая была выдана финансовой группе ранее, сообщает Центробанк Испании. Пакет передается государственному Фонду по реструктуризации банков (FROB), через который правительство спасало банк. С начала банковского кризиса Испания взяла на поруки семь менее крупных сберегательных банков, однако помощь Bankia, — самая существенная по сравнению с предыдущими. В то же время большая финансовая нагрузка на бюджет усиливает страх перед возможным повторением европейского сценария, при котором выручать придется испанское правительство. Никто не может достоверно судить о ликвидности или платежеспособности Испании без оценки убытков банковского сектора. В условиях спада в экономике и роста безработицы правительству неизбежно придется спасать банки. Но это, как пишет в The Financial Times известный экономист Нуриэль Рубини, только один из фрагментов паззла: без экономического роста уже само испанское государство будет нуждаться в финансовой помощи. Кредитный бум в Испании прошел стадию пика в 2008 году, после чего предложение дешевого внешнего финансирования начало резко сокращаться. Спустя четыре года качество испанских банковских активов продолжает ухудшаться. Сектору потребуется рекапитализация на 100-250 млрд евро в этом году для поддержания капитала первого уровня не ниже норматива в 9%, как предписывается требованиями Европейского банковского управления. В то же время есть опасения по поводу возможностей и заинтересованности банков в финансировании долгов государства, в особенности на фоне снижения рейтингов и изъятия вкладчиками депозитов. В конце апреля Standard & Poor's понизил рейтинги восьми испанских банков, а также их подразделений. В середине апреля кредитный дефолтный своп по десятилетним гособлигациям Испании достиг рекордной отметки в 521 базовый пункт после появления информации о том, что в марте Центробанк Испании увеличил вливания в национальные банки почти на 50% — до исторического максимума. Как отмечает Рубини, в идеале финансовая помощь испанским банкам должна быть оказана немедленно в форме прямых капитальных вливаний из средств финансовых фондов ЕС. Германия по-прежнему выступает резко против этого, поскольку такие меры означали бы финансовый «пряник» для Испании без «кнута» в виде жестких условий и требований, выдвигаемых при выдаче международного кредита МВФ. Такой вариант не принимают и в Испании, поскольку европейские налогоплательщики фактически получат контроль над банками страны. Вместо этого, похоже, спасение испанских банков было отложено на последнюю минуту. Издержки программы помощи банкам тогда лягут на плечи государства. Замедленная съемка катастрофы Финансовые меры такого масштаба вполне могут поставить правительство на колени, пишет Рубини. Либо это все равно произойдет из-за внутренних и внешних долгов. Чтобы стабилизировать госдолг после рекапитализации банков, Испании придется резко перестроить госфинансы, что не только нереально, но и самоубийственно. Необходимые для этого повышение налогов и сокращение расходов только усугубят рецессию и ухудшат финансовый баланс. Чтобы начать обеспечивать устойчивость внешнего долга, Испании требуется значительная коррекция торгового баланса. В краткосрочном периоде этому способствовало бы падение внутреннего спроса. Тем не менее, в среднесрочном плане Испания сможет обслуживать свой внешний долг только при условии сбалансированного и устойчивого экономического подъема. Все, кто внимательно следил за событиями в еврозоне, глядя на сегодняшнюю ситуацию в Испании, испытывают d?j? vu, пишет Рубини. Разрушительный эффект неопределенности в банковском секторе для инвестиционного доверия напоминает ситуацию в Ирландии в 2009-2010 году. Замкнутый цикл «экономия – рецессия» подобен сценарию, вызвавшему спад в Греции и Португалии. И, все-таки, несмотря на ясные признаки провала уже состоявшихся программ помощи в других странах, ЕС, по-видимому, решительно настроен проводить тот же план без изменений в Испании. Но критическое отличие Испании от других спасаемых стран — размеры экономики. Если что-то пойдет не так в Греции, Португалии и Ирландии, второй раунд финансовой помощи будет вполне по силам. Но в случае с такой страной, как Испания, попытка может быть только одна, предупреждает Рубини. По его мнению, программа финансовой помощи позволит Испании «купить время», но это приведет к успеху только в том случае, если выигранным временем воспользуются, чтобы генерировать экономический подъем. Поскольку обязательства перед частным сектором будут иметь меньший приоритет по сравнению с правами требования тройки (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ), то помощь может скорее лишить государство шансов на восстановление доступа к финансовым рынкам. Мало того, поскольку индикаторы свидетельствуют о дальнейшем скатывании в рецессию, для разворота в экономике потребуется значительное изменение проводимого курса: монетарное смягчение ЕЦБ, ослабление евро, бюджетное стимулирование в странах ядра и в начальный период менее активная экономия на периферии, усиление международных механизмов защиты (финансовый файрвол) и система общих заимствований (евробонды). Единственная возможность для счастливого разрешения кризиса в Испании есть в том случае, если немедленно будут приняты меры в Брюсселе (ЕС), Франкфурте (ЕЦБ) и в европейских столицах. Но вряд ли это произойдет. Кризис на периферии еврозоны и в Испании напоминают замедленную съемку крушения поезда, пишет Рубини.
|