Facebook дороже двух Сербий



Facebook дороже двух Сербий Основатель Facebook не хотел проводить IPO, опасаясь, что сотрудники компании будут думать о котировках, а не о качестве продукта. Фото: AP

Социальная сеть Facebook установила ценовой диапазон первичного размещения в пределах 28-35 долларов за акцию. Таким образом, стоимость бизнеса оценена в 96 млрд долларов. Это означает, что Facebook может стать самой дорогой американской технологической компанией на момент первичного размещения. В сопоставимых цифрах это также означает, что детище Марка Цукерберга (14 мая ему исполнится 28 лет) будет стоить больше, чем все, что производит такая страна, как Сербия, за два года. ВВП Сербии, по оценке МВФ, в 2011 году составлял 45,064 млрд долл.

Крупнейший поисковик Google в 2004 году дебютировал на рынке со стоимостью 23 млрд долларов. Рекорд капитализации на момент IPO принадлежит транспортно-логистической компании United Parcel Service (UPS): стоимость которой при размещении в 1999 году достигала 60,2 млрд долларов, согласно данным Dealogic.

В документах для регуляторов Facebook сообщила, что планирует разместить 337,4 млн акций, почти половину из них продадут нынешние акционеры, основатели и сотрудники.

Объем размещения Facebook составит 13,6 млрд долларов. Больше этой суммы среди американских эмитентов выручили с IPO только компании Visa в 2008 году (19,7 млрд долларов) и General Motors в 2010 (18,1 млрд долларов).

Акции Facebook будут обращаться на бирже Nasdaq. Торги, как ожидается, начнутся 18 мая. При стоимости почти в 100 млрд долларов Facebook составит достойную конкуренцию более состоявшимся брендам, например, Amazon.com, McDonald's, и технологическим гигантам вроде Hewlett-Packard.

После IPO Facebook в Кремниевой долине появится новое поколение миллионеров и несколько миллиардеров, а пакет исполнительного директора Марка Цукерберга, по оценкам, будет стоить 18,7 млрд долларов.

Цукерберг, основавший Facebook в 2004 году во время учебы в Гарвардском университете, продает 30,2 млн акций, в результате его доход может превысить 1 млрд долларов. В Facebook сообщали, что вырученные средства он направит на выплату налогов за свою долю в компании. У Цукерберга останется акций примерно на 17,6 млрд долларов. Он сохранит и контроль над компанией — ему будет принадлежать примерно 57,3% голосующих прав.

По данным источников, близких к Цукербергу, он долгое время не хотел проводить IPO, опасаясь, что это повредит корпоративной культуре. Для него важно, чтобы главным для сотрудников были не котировки, а качество продукта. В начале 2010 года он заявил в интервью The Wall Street Journal, что не торопится превращать Facebook в открытую компанию.

Позиция основателя изменилась, после того как в 2010 году стало ясно, что к концу 2011 года число акционеров Facebook превысит 500, а это означало, что компания в любом случае должна будет в обязательном порядке публиковать финансовые результаты. Цукерберг решил, что более целесообразно вывести компанию на биржу и получить в результате IPO финансовый выигрыш.

Несмотря на быстрый рост соцсети — ею пользуются уже 900 млн человек, — некоторые инвесторы выражают обеспокоенность по поводу долгосрочных перспектив. Выручка Facebook за первый квартал 2012 года увеличилась на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но сократилась на 6% относительно предыдущего квартала. На видеопрезентации в четверг руководители Facebook старались развеять опасения скептиков, указывая на потенциал роста мобильных платформ Facebook и обещая значительные инвестиции в этот сегмент рынка, сообщает Русская служба Би-Би-Си. В марте Facebook приобрела популярное мобильное фотоприложение Instagram за 1 млрд долларов.

Рекламный бизнес Facebook в прошлом году составлял 85% в общем объеме выручки. Но для соцсети достаточно непросто находить компромисс между потребностями рекламодателей, которым нужен больший объем размещения, и интересами пользователей, которым не нравятся маркетинговые объявления на сайте.

Facebook пытается найти новые способы привлечения рекламных бюджетов, значительный ресурс могут представлять страницы брендов, которые собирают заинтересованную аудиторию.

Есть еще один важный инвестиционный аспект. The Wall Street Journal отмечает, что некоторые держатели ранее приобрели доли в Facebook по более высокой стоимости, рассчитывая на продолжение быстрого роста бизнеса. И ценовой диапазон они, вероятно, ожидали иной, чем тот, который был реально назначен. Если в итоге размещение пройдет по нижней границе, это уже сейчас обернется для них убытками.

Например, Кевин Лэндис из Firsthand Capital, который приобрел бумаги Facebook в прошлом году по ценам в пределах 31-32 доллара, говорит, что будет удивлен, если в итоге цена размещения окажется ближе к минимуму названного диапазона. Как бы то ни было, он не беспокоится за свои инвестиции. Возможно, низкая оценка — это тактика, нацеленная на создание ажиотажа вокруг IPO, передает мнение инвестора The Wall Street Journal.
Андеррайтерами размещения Facebook назначены инвестиционные банки Morgan Stanley, Goldman Sachs и JPMorgan. Книгу заявок будут вести Bank of America Merrill Lynch, Barclays Capital и Allen & Co.
 



Facebook дороже двух Сербий

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей