Фото: Григорий Собченко/BFM.ru Премьер-министр Владимир Путин в очередной раз высказался относительно налога на роскошь, ввести который сам же предложил в январе этого года. «Обращаю внимание: параметры такого налога надо тщательно просчитать. Он не должен затронуть людей со средними доходами», — заявил премьер на расширенной коллегии Минфина. Ранее, в начале этого года Владимир Путин сообщил о необходимости уже с 2013 года повысить ставки налогообложения на дорогие дома и машины. Правда, тогда он оговаривался, что подобный налог затронет лишь личное сверхпотребление, например, покупку огромных домов, очень больших по площади земельных участков, самолетов, яхт и суперавтомобилей. Многие эксперты посчитали, что необходимо четкое определение роскоши и предположили, что дискуссия по этому вопросу, а также о параметрах налогообложения этой категории имущества может затянуться навечно. Название «налог на роскошь» не соответствует действительности, ведь на самом деле речь идет о повышенных ставках налога для тех, у кого имеются дорогие объекты имущества в собственности, полагает партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов. В этом смысле облагать налогом владельцев достаточно мощных джипов, без которых не проехать по дорогам в российской глубинке, вряд ли целесообразно. И особенно некорректно выглядит налог на мощную машину, если на аналогичных, купленных за бюджетные деньги, ездят чиновники. Партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов отмечает, что сама идея налога на роскошь очень сомнительна. И последние заявления Путина, касающиеся людей со средним доходом как раз и свидетельствуют о том, что ни концепция роскоши, ни другие важные моменты не проработаны. Уже 1 марта группа депутатов от фракции «Справедливая Россия» предложила на рассмотрение Госдумы свой законопроект о введении налога на роскошь. В нем под «роскошью» понимается недвижимое имущество стоимостью свыше 30 млн рублей и транспортные средства ценой более 3 млн рублей. Фракция «Справедливая Россия» внесла более четкие предложения, чем Минэкономразвития, но и там не учли, что квартира в центре Москвы с соответствующей роскоши стоимостью могла достаться по наследству беднейшей многодетной семье. Разве правильно в этом случае вынуждать семью продавать жилье из-за того, что им грозит «налог на роскошь», отмечает Сергей Варламов. В свою очередь, Минэкономразвития выступило против введения налога на роскошь через установление планки стоимости автомобилей и недвижимости, начиная с которой и предлагается взимать этот налог. Что касается автомобилей, МЭР предложило считать роскошными те, у которых двигатели мощнее 300 лошадиных сил. А в отношении строений — к роскоши отнести те, что площадью свыше 1 тысячи квадратных метров. При этом Федеральная налоговая служба (ФНС) заявляла, что не видит приемлемого варианта введения такого налога в отношении транспортных средств. Так, по мнению ФНС, исчислять налог исходя из стоимости автомобиля сложно, так как нет единой оценки, да и с каждым годом эксплуатации стоимость машины снижается. Учитывать только мощность — тоже некорректно, по мнению налоговиков, так как при оценке роскоши необходимо учитывать в том или ином виде стоимость. За рубежом налог на роскошь — это, скорее, налог на капитал, то есть на вложенные средства. Рассчитывается этот налог только по рыночной стоимости, причем им облагают не только имущество, но и права в виде паев и ценных бумаг — акций, облигаций, долей в компаниях, замечает Варламов.
|