Рейтинги российских регионов ограничены развивающимся характером институционального фундамента региональных и федерального правительств, а также недоразвитостью систем бюджетного и административного управления местных и региональных властей. Об этом говорится в специальном докладе международного рейтингового агентства Fitch. Эксперты агентства считают, что фискальная автономия и финансовая самостоятельность местных и региональных правительств в России ограничены значительной концентрацией на федеральном уровне полномочий в сфере налоговой политики. Кроме того, доходы регионов от налогов непостоянны, поскольку они в значительной степени основываются на прибылях компаний и зависят от условий в национальной экономике. Система межбюджетных отношений между федеральными, региональными и местными органами власти по-прежнему находится в стадии разработки. В последние годы она пострадала, как считают в Fitch, от частых изменений в механизмах распределения налогов, а также от перераспределения расходов между различными уровнями власти в России. Относительная нестабильность этой системы (в сравнении с зарубежными аналогами) накладывает ограничения на планирование бюджета, инвестиций и заимствований местными и региональными правительствами в средне- и долгосрочной перспективе, уверены авторы доклада. На этом недостатки системы власти в России, как считают в Fitch, не исчерпываются. Бюджетная классификация РФ подвергается регулярным изменениям, есть нехватка ясности в отношении операционных и капитальных доходов и расходов. В результате официальные данные по бюджетам региональных и местных органов власти совершенно противоречивы, если эти данные составляются в годовом выражении. В докладе обращается внимание и на некоторые позитивные факторы, которые оказывают влияние на рейтинги регионов. В целом местные правительства в РФ имеют низкую долговую нагрузку, поскольку законодательство налагает строгие ограничения на величину долга, ежегодного дефицита бюджета и суммы для выплаты процентов, констатируют в Fitch. Большинству российских местных и региональных правительств запрещено создавать внешний долг, они не сталкиваются с валютными рисками, не могут использовать сложные долговые инструменты, а также не используют деривативы. Тем не менее, многим регионам не хватает искушенности при управлении долгом, что повышает краткосрочные риски для правительств. Дело в том, что в задолженности регионов, как правило, основную часть занимают краткосрочные банковские и/или федеральные бюджетные кредиты, привлеченные для финансирования дефицита бюджета, объясняют в Fitch. Это создает высокий риск при рефинансировании несмотря на низкую задолженность большинства региональных и федерального правительств, говорится в докладе.
|