Приоритет бюджета: соцрасходы или поддержка банков?



Если в развитых странах состояние денежных и банковских рынков в значительной степени определяется действиями центральных банков, то в России важную роль в определении предложения денег играет не столько ЦБ, сколько Минфин. Причем если за рубежом основными инструментами бюджетной политики являются налоговая политика, управление расходами или долговая стратегия, то в России Минфин напрямую влияет на пассивы банковской системы, предоставляя банкам депозиты из своих средств.

В прошлом году бюджет был сведен с профицитом, что стало сюрпризом для предвыборного года и четко показало, что даже несмотря на выборы, правительство не готово идти на значительное увеличение расходов. Профицит при этом был получен в основном за счет значительного превышения доходов над первоначально запланированными. Это стало следствием повышения социального налога, высоких цен на нефть и продолжающего роста экономики в целом.

Сюрпризом стал, правда, и тот факт, что дополнительные доходы не были потрачены, а были направлены в резервный фонд и способствовали его росту на 27 млрд долларов за весь 2011 год. Из-за жесткой бюджетной политики темпы роста банковских пассивов в сегменте розничного привлечения были минимальными за последние три года. Фактически, из-за уменьшения индексации пенсий и других социальных расходов, возможности населения для открытия новых вкладов значительно сократились.

Одновременно с накоплением профицита государство стало активно накапливать внутренний долг, конкурируя с частным сектором. В 2011 году, Минфин привлек с рынка 790 млрд рублей, причем наиболее активно заимствования шли в летние месяцы, создав предпосылку для роста межбанковских ставок. Чтобы компенсировать эти изъятия ликвидности, Минфин значительно увеличил свое присутствие в пассивах банковского сектора. Если в начале 2011 года на его депозитах в банках находилось только 324 млрд рублей, то с сентября по ноябрь Минфин размещал в банки более 1,5 трлн рублей. Иными словами, в прошлом году Минфин стимулировал рост экономики не через бюджетный фактор, а путем прямой поддержки роста банковских пассивов.

Динамика депозитов Минфина и ЦБ

Период



январь 2011



июнь 2011



октябрь 2011



ноябрь 2011



декабрь 2011



январь 2011



Депозиты Минфина (млрд рублей)



324



1177



1698



1533



917



695



Фондирование ЦБ (млрд рублей)



322



312



971



1192



1212



1366



Общий объем госфондирования (млрд рублей)



646



1489



2669



2724



2129



2062



Доля средств Минфина и ЦБ в общих активах банковской системы (%)



2%



4%



7%



7%



5%



5%

Резкое снижение депозитов Минфина в начале 2012 года может означать смену приоритетов его политики в пользу прямого финансирования расходов бюджета. Из приведенной таблицы видно, что ЦБ заместил средства Минфина своими деньгами, и что правительство старается снизить свое прямое присутствие в банковском секторе. Но, с другой стороны, расходы бюджета растут в этом году куда быстрее доходов: в январе 2012 года расходы выросли на 63%, а за два месяца 2012 они возросли на 42%. Это значит, что даже если объемы средств на депозитах Минфина в банках не будут в этом году увеличены, то финансируя расходы, правительство будет способствовать притоку средств на счета физических лиц и компаний.

Разница только в том, кто берет на себя риски: или банки наращивают кредиты, финансируя их средствами правительства, или же правительство увеличивает свои социальные обязательства. В первом случае ЦБ имеет возможность регулировать рост мерами пруденциального надзора. Во втором случае речь идет о росте чувствительности бюджета к ценам на нефть и о долгосрочных рисках бюджетной политики.



Приоритет бюджета: соцрасходы или поддержка банков?

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей