Фото: ИТАР-ТАСС Российское правительство рассмотрит возможность снижения страховыми компаниями тарифов на ОСАГО. Соответствующие поправки в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Правда, речь идет не о том, что в ближайшем будущем полисы начнут дешеветь. Напротив, их стоимость, согласно прогнозам экспертов, будет только увеличиваться. Просто, как ожидается, страховщики по своему желанию будут иметь возможность уменьшить расходы на ведение дел (РВД). Как сообщил в среду заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров, идея была поддержана Минфином и участниками рынка. «Это концептуальное решение», — сказал он, отметив, что сиюминутных мер ожидать не стоит. Замглавы ФАС пояснил, что техническое решение данного вопроса может быть разным. К примеру, может быть установлен максимальный предельный размер, от которого цену полиса можно будет снижать, но не более чем на 20%. По словам Кашеварова, если данное решение примут, можно не опасаться демпинга со стороны страховых компаний, поскольку размер скидки ограничен, а тарифы на ОСАГО будут регулярно индексироваться. Разработчики данного предложения уверяют, что это абсолютно не будет угрожать формированию резервов по выплатам. «Это позволит осуществлять конкуренцию», — уверен глава ФАС Игорь Артемьев. Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), премии по ОСАГО за 2011 год выросли на 12,4%, до 103,3 млрд рублей, а выплаты — на 0,5%, до 56,2 млрд рублей. При этом, по информации заместителя начальника управления ФСФР Романа Точилина, премии по ОСАГО резко выросли в последнем квартале 2011 года. Средняя премия в этом сегменте составила 3 тысячи рублей против 2,52 тысячи рублей в 2010 году. В Российском союзе страховщиков (РСА) поддерживают предложение о введении так называемого ценового коридора. «Мы считаем, что рынок уже достаточно созрел, чтобы страховщики ОСАГО получили определенную степень самостоятельности в установлении тарифов. При этом нельзя допустить, чтобы рынок превратился в нерегулируемый. К сожалению, на сегодняшний день на рынке ОСАГО по-прежнему имеют место факты демпинга страховщиков, что приводит к уходу страховых компаний с рынка. Например, в 2009 и 2010 уходило по 15 страховых компаний в год», — пояснили BFM.ru в пресс-службе РСА. Сами же участники страхового рынка реагируют не столь однозначно. Некоторые компании, опрошенные BFM.ru, были несколько удивлены планируемым нововведениям. Руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров в беседе с BFM.ru отметил, что расходы на ведение дела по направлению ОСАГО являются на сегодняшний день самыми высокими среди всех видов страхования: «Это связано с тем, что данный вид страхования имеет высокую социальную значимость, и контролирующими органами регулярно создаются дополнительные процедуры отчетности, контроля и мониторинга. Следование данным требованиям влечет большой объем затрат страховщиков. Комбинированный коэффициент РВД (расход на ведение дел) по ОСАГО превышает 100%». «Если бы существовало меньше требований по отчетности, страховщики могли бы снижать РВД, и, соответственно, тарифы. В нынешних условиях это практически невозможно», — уверен Денис Макаров. Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов считает, что нововведения могут серьезно ухудшить ситуацию на страховом рынке. «Мы относимся к любым коррекциям стоимости полисов ОСАГО в сторону уменьшения очень осторожно, так как это вполне может привести к новой череде банкротств страховых компаний. Некоторые их них примутся отчаянно демпинговать в борьбе за долю рынка, принося в жертву ценовой конкуренции резервы по выплатам. Так случалось уже не раз», — опасается Игорь Иванов. Подорожание ОСАГО может не помочь рынку Как ожидается, весной этого года будет принят закон, увеличивающий лимиты выплат по ОСАГО. Так, если сейчас в случае ДТП максимальная сумма выплат по «железу» составляет 120 тысяч рублей (без расширения полиса), то после вступления нового закона в силу автомобилисты смогут получать до 400 тысяч рублей. Вырастут выплаты и по ущербу жизни и здоровью со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. По оценкам экспертов, это может увеличить стоимость полисов как минимум на 40–45%, а по пессимистичным прогнозам тарифы вырастут на 60%. Партнер консалтинговой компании R&P Consulting Михаил Левандовский считает, что повышение тарифов на 20–25% было бы справедливым для всех сторон. При этом он отмечает, что сейчас рынок ОСАГО — убыточный бизнес для страховщиков, а из-за нововведений положение дел может не спасти даже рост цен на «автогражданку». «Часть компаний в связи с нововведением немедленно опустят тарифы, а остальные будут вынуждены пойти у них на поводу. Это приведет к тому, что страховые компании опять по этому виду страхования будут убыточны, опять будут плохо урегулировать убытки, а потребители потом будут жаловаться на медленные выплаты или на необоснованные отказы в них. Все это приведет к тому, что страховые компании опять пойдут в правительство и парламент с просьбой о повышении тарифов», — рассказал BFM.ru эксперт. Руководитель транспортного отдела City Express Андрей Иванов уверен, что увеличение тарифов в самом ближайшем будущем уже вопрос решенный. «Они однозначно вырастут, ведь страховщики, имея сильное лобби во власти, законодательно пробьют их обоснованное увеличение. Но есть опасение, что эта инициатива — очередной предвыборный ход, заигрывание с многомиллионной массой автовладельцев. И эти уступки, скорее всего, временные», — пояснил он BFM.ru. Сейчас, базовая ставка составляет 1980 рублей, однако она меняется в зависимости от очень многих факторов: региона, стажа водителя, количества допущенных водителей, мощности автомобиля. В итоге, средняя стоимость полиса ОСАГО в России составляет 3100 рублей. А, например, в Москве, если автомобилист в возрасте старше 22 лет и со стажем более трех лет покупает полис на машину мощностью до 50 л.с., то его стоимость составит 2376 рублей. Если машина с двигателем от 50 до 70 л.c., то этому же водителю придется отдать 3960 рублей. Далее по списку: от 70 до 100 л.с. — 4356 рублей; от 100 до 120 л.с. — 4752 рубля; от 120 до 150 л.с. — 5544 рубля; более 150 л.с. — 6336 рублей.
|