Новая ликвидность течет на рынки нефти и металлов



Новая ликвидность течет на рынки нефти и металлов Глава ЕЦБ Марио Драги готов идти на смягчение монетарной политики, лишь бы не допустить нового витка кризиса доверия. Фото: АР

Повышение мировых процентных ставок, начавшееся после европейского банковского кризиса лета 2011 года, привело к росту процентных ставок и в России. Причем если ставки межбанковского рынка начали расти еще с начала 2011 года, то более длинные, трехмесячные ставки выросли именно с августа-сентября прошлого года. Рост стоимости денег подстегнул частных лиц на кредиты, даже в таких сегментах, как ипотека, которая демонстрировала достаточно низкие темпы роста сразу после кризиса 2008 года. Не секрет, что это повышение ставок отражало и общую тенденцию на мировых рынках. Как выражались многие банкиры, «деньги есть, но отдавать их дешево никто не хочет». Однако сейчас информация с мировых рынков свидетельствует о том, что настроения относительно 2012 года претерпели значительные изменения, и теперь прежней уверенности в росте ставок уже нет.

Причина в том, что если еще в ноябре рынки были уверены, что европейский центральный банк сохранит приверженность жесткой политике Трише, и что новый глава ЕЦБ Марио Драги не изменит общий курс, то к концу года выяснилось, что это совсем не так. ЕЦБ сейчас более чем когда-либо готов идти на смягчение своей монетарной политики, лишь бы не допустить нового витка кризиса доверия на межбанковском рынке и каскада дефолтов. Таким образом, оказавшись в положении ФРС 2008 года, ЕЦБ не стал рисковать и предпочел сразу пойти на количественное смягчение, пообещав банковскому сектору еврозоны около 400-500 млрд евро дополнительных вливаний. Очевидно, что политика количественного ослабления пока никак не изменила перспектив восстановления реального сектора экономики Европы, который страдает от отсутствия спроса, но финансовые рынки не заглядывают так далеко.

Важно, что новая ликвидность опять потечет на рынки нефти и металлов, поддерживая рост рынков в таких странах, как Россия. Многие иностранные инвесторы сейчас даже отказываются от принципа анализа странового риска, переключаясь на сегментные риски и агрегируя страны по зависимости от этих сегментов – нефтяные страны, страны, зависимые от внешнего долга и т.д. Иными словами, политика развитых стран сейчас играет гораздо более важную роль в восстановлении или падении локальных рынков по сравнению с внутренними, страновыми факторами на пространстве развивающихся рынков.

Увеличилась мировая ликвидность, стали более открыты и рынки капитала. Если посмотреть на рынок валютных контрактов NDF, которые обычно отражают поведение нерезидентов, то можно увидеть, что иностранцы стали покупать рублевые активы с середины прошлого месяца. То есть уровень внутренних ставок стал настолько привлекательным для них, что уже перекрыл премию за политический риск. Если в декабре иностранные инвесторы не хотели даже обсуждать вложения в российские бумаги, то буквально за месяц настроения изменились – и не без помощи внешних факторов. Вслед за иностранными инвесторами стали сокращать валютную позицию и резиденты. Именно это движение капитала привело к значительному снижению процентных ставок на российском межбанковском рынке с самого начала февраля, как только закончился период налоговых платежей.

Ожидания количественного ослабления в мире распространяются не только на ближайшие недели, но и, как минимум на первую половину 2012 года. По этой причине внутренние процентные ставки сейчас, скорее всего, находятся на локальном пике, и в ближайшие месяцы предстоит их снижение. В значительной степени эта динамика будет обеспечена российскими компаниями, которые в условиях нестабильной конъюнктуры предпочтут воспользоваться окном возможностей для привлечения внешнего долга, даже если в нем нет острой необходимости. Соответственно, банковская ликвидность продолжит получать подпитку от притока капитала и, скорее всего, банки почувствуют себя достаточно комфортно для того, чтобы перейти к снижению ставок по депозитам. Кредитные ставки сейчас только вошли в полосу роста, и потребуется время для пересмотра кредитной политики, тем не менее, высокий уровень конкуренции означает, что к началу лета и кредитные ставки могут вернуться на уровень осени или даже лета 2011 года.



Новая ликвидность течет на рынки нефти и металлов

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей