Федеральная антимонопольная служба подготовила собственный вариант законопроекта «О федеральной контрактной системе», который регламентирует механизм госзакупок и содержит ряд разногласий с аналогичным документом, подготовленным Минэкономразвития. Создатели документа напоминают, что в настоящее время госзакупки регламентируются федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу 1 января 2006 года. Однако, уверены в ФАС, система еще не совершенна и нуждается в принятии комплексного законопроекта, который решил бы оставшиеся проблемы в этой сфере. ФАС распределяет существующие пробелы в законодательстве по этапам. Согласно пояснительной записке к документу, на данный момент отсутствует система планирования госзаказа, в результате чего большинство предпринимателей не имеют возможности заранее подготовиться к размещаемому заказу и подать заявки, что приводит к снижению количества участников. Для решения этой проблемы предлагается размещать планы заказов на едином портале www.zakupki.gov.ru. Далее, отмечает ФАС, недостаточная квалификация некоторых заказчиков приводит к установлению некорректных требований к предмету и качеству продукции и нарушениям законодательства. Проблема заключается в наличии более 200 тысяч заказчиков, начиная от федеральных министерств, заканчивая небольшими муниципальными учреждениями, в штатном расписании которых не предусмотрено наличие специалистов по размещению заказов. Служба предлагает создать системы уполномоченных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что позволит сократить количество «непрофильных» функций у сотрудников заказчиков. Созданные организации будут также анализировать результаты госзакупок по ряду параметров. Еще одна сложность, как полагают в ФАС, заключается в том, что заказчики тратят много времени на разработку требований при закупке типовой продукции и, зачастую, устанавливают либо некачественные требования, либо «затачивают» документацию под конкретного производителя или поставщика. Для борьбы с этой проблемой служба предлагает разработать типовые условия контрактов, а также требования к продукции, в том числе инновационные. С точки зрения ФАС, в существующем законе недостаточно регламентирован вопрос об установлении начальной (максимальной) цены контракта. Этот параметр предлагается дополнительно регламентировать, а также ввести ответственность конкретного должностного лица за утверждение документации, содержащей обоснование начальной цены контракта. Далее, ФАС указывает на то, что в настоящее время потребность заказчика в товарах определенной марки формируется самостоятельно. «Нередки случаи закупки необоснованно дорогих автомобилей или «золотых кроватей», — говорится в пояснительной записке. Требования к отдельным видам продукции служба предлагает установить правительству. Служба также отмечает необходимость повышения профессионального качества поставщиков. Для исполнения контрактов при цене более 10 млн рублей заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам торгов о наличии у них опыта исполнения контрактов по поставке аналогичной продукции (цена исполненного участником контракта должна быть не менее 20% от начальной цены контракта, на которую он претендует), считает ФАС. В обязательном порядке также предлагается обязать исполнителей строительных контрактов доказать свой опыт для получения заказов на сумму свыше 50 млн рублей. Для исключения мошенничества ФАС предлагает уполномоченному федеральному органу власти проводить централизованную проверку поручителей и включение их в специальный реестр, размещаемый на общероссийском портале. В целях создания для заказчика быстрой процедуры размещения заказов и снижения уровня коррупции запрос котировок заменяется процедурой короткого электронного аукциона (извещение размещается за 4 рабочих дня до электронного аукциона), позволяющей заказчику проводить закупки с начальной ценой контракта до 7 млн рублей. Вначале проводится электронный аукцион, потом допуск участников по первым и вторым частям заявок. Законопроектом предусмотрена государственная пошлина за подачу жалоб, которая уплачивается только в случае признания жалобы необоснованной, установлены особенности проведения конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ и закупку лекарственных средств. В целях защиты интересов сторон контракта при неисполнении его условий предусматривается возможность быстрого расторжения договоров (в течение 10 дней) через специальную административную процедуру на основании решений межведомственной комиссии. В Кодексе об административных правонарушениях, по задумке ФАС, должна быть предусмотрена дисквалификация должностного лица заказчика по решению суда, если при закупках свыше 300 млн рублей в течение года были дважды допущены аналогичные нарушения законодательства, например, неправильно выбран способ закупки, данные о закупке не размещены на официальном сайте или изменены условия контракта. Документом предусматривается возможность заказчика уведомить контролирующий орган о совершенном им нарушении законодательства о размещении заказов, а также защитные меры от некачественного исполнения контракта при значительном снижении цены. В случае снижения цены контракта на торгах более, чем на 30%, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза. Законопроектом также установлены максимальный срок оплаты по контракту, ответственность заказчика за нарушение указанного срока и предельные размеры штрафных санкций. Кроме того, ФАС предлагает, чтобы оплата по контракту на строительство до ввода объекта в эксплуатацию осуществляется в размере не более чем 90 % от цены. Оставшиеся 10 % оплачиваются подрядчику после сдачи объекта. Концепцию законопроекта параллельно разрабатывали два ведомства — ФАС и МЭР. Как рассказал газете «Ведомости» замминистра экономического развития Михаил Осеевский, концепция законопроекта Минэкономразвития уже одобрена президентом и премьером. Хотя, признает он, в проекте ФАС есть разумные предложения, которые предполагается проработать. Между документами остались принципиальные разногласия по процедурам торгов, заключает он.
|