Уровень потребительского оптимизма в России остается одним из самых низких в странах БРИК, всего 20% россиян ожидают улучшения финансового положения в ближайшие полгода, следует из исследования института Credit Suisse Research Institute. Несмотря на структурную поддержку российской экономики, которую обеспечили высокие цены на сырье, значительных перемен к лучшему для среднего потребителя не произошло, считают авторы документа. Уровень оптимизма россиян остается одним из самых низких среди стран БРИКС, неравенство доходов показывает, что возможности увеличиваются только у обеспеченных слоев населения, говорится в исследовании. В России в три раза меньше оптимистично настроенных жителей, чем в Бразилии. Специалисты, тем не менее, отмечают увеличение расходов на технологии и предметы роскоши. Вероятно, считают авторы исследования, это связано с крайним неравенством доходов, а также с тем, что высокотехнологичные товары еще недостаточно проникли в Россию, и поэтому имеют широкий рынок сбыта. Пристрастие россиян к алкогольным напиткам остается самым сильным по сравнению с другими рынками. 66% респондентов ответили, что пьют пиво минимум три раза в месяц — такой же показатель наблюдается в Китае и Бразилии. Однако по употреблению алкогольных напитков в целом Россия все еще удерживает первое место. Еще один фактор, который волнует исследователей — банковская система, которая почти не изменилась с момента последнего исследования. Сбережения россиян за это время снизились на 9%, говорится в документе, хотя во время предыдущего опроса о наличии сбережений говорили 14% респондентов. В целом в развивающихся странах потребительская уверенность остается достаточно высокой. Среди более чем 14 тысяч респондентов в восьми странах мира 35% заявили, что ожидают улучшения своего финансового положения в ближайшие полгода, и только 9% прогнозировали ухудшение ситуации. Самый высокий уровень оптимизма отмечается в Бразилии, Индии и Китае. Страны с наиболее пессимистичными потребителями — Египет, Турция и Россия.
|