Виктор Орбан, рассорившийся с МВФ и Брюсселем, теперь ищет у них финансовую поддержку. Фото: AP Некогда весьма благополучная Венгрия стала новым очагом долгового кризиса в Европейском Союзе. Собственно, острые финансовые проблемы начались у этой страны еще во время всемирного финансового кризиса. В октябре 2008 года Венгрия оказалась первым государством ЕС, которому Брюссель вместе с Международным валютным фондом (МВФ) срочно выделил финансовую помощь. И вот к началу 2012 года ситуация вновь резко обострилась, причем на этот раз угроза дефолта вызвана не только и даже не столько бюджетными, сколько политическими проблемами. О серьезности ситуации говорит как ускорившаяся в первые же дни 2012 года девальвация национальной валюты, так и падающие котировки венгерских гособлигаций. Один евро уже стоил рекордные 324 форинта, тогда как летом 2011 года курс составлял порядка 265 форинтов за евро, а в кризисном 2008 году — и вовсе 230 форинтов. Одновременно доходность по пяти- и десятилетним долговым обязательствам взлетела примерно до 10,5%. Столь высокая процентная ставка говорит об очевидном нежелании международных инвесторов одалживать деньги государству, кредитный рейтинг которого агентства Moody's и Standard & Poor's в ноябре и декабре 2011 года не только снизили до «мусорного» уровня, но вдобавок снабдили его негативными прогнозами. 6 января их примеру последовало Fitch. Европейский опыт свидетельствует о том, что доходность облигаций даже не в 10, а уже в 7% в среднесрочной перспективе неминуемо приводит к неплатежеспособности государства. Когда Ирландия и Португалия оказались в аналогичной ситуации, они запросили помощь у Евросоюза и МВФ. Этим путем следовало бы немедленно пойти и Венгрии. Ведь уже до конца января ей придется мобилизовать примерно 16 млрд евро, чтобы погасить бумаги с истекающим сроком действия. Однако правящие в Будапеште правые популисты находятся в состоянии острого конфликта с потенциальными кредиторами. Причем разногласия с Брюсселем и с вашингтонской штаб-квартирой МВФ носят принципиальный, можно даже сказать — идеологический характер. Под лозунгом независимости от МВФ Когда осенью 2008 года ЕС и МВФ выделяли Венгрии 20 млрд евро экстренной помощи, в Будапеште правила коалиция социалистов и либералов. Но затем в настроениях избирателей произошел резкий сдвиг вправо. На выборах весной 2010 года оглушительную победу одержали националистические силы, а возглавляемая партией ФИДЕС коалиция завоевала две трети мест в парламенте, что дало ей возможность менять конституцию. Вскоре после прихода к власти, летом 2010 года, новый венгерский премьер Виктор Орбан демонстративно разорвал отношения с МВФ. Под лозунгом «независимости» он отказался выполнять требования фонда сокращать бюджетные расходы, а к тому же ввел, вопреки рекомендациям, дополнительный налог на банковский сектор. Результаты популистского экономического курса дали о себе знать примерно через год. Если во втором квартале 2011 года объемы государственного долга Венгрии составляли 75% от ВВП, то по итогам третьего квартала этот показатель подскочил уже до 82 процентов. Такая динамика напугала международных инвесторов, что тут же почувствовало министерство финансов: два раза подряд оно вообще не сумело разместить на рынке свежие гособлигации. В свою очередь, венгерский средний класс, который в минувшие годы активно брал кредиты в иностранной валюте, пришел в ужас от обвального падания курса форинта. Поэтому в ноябре 2011 года правительство Орбана, забыв про собственные обещания никогда больше не иметь дело с МВФ, предложило ему возобновить переговоры. Однако прибывшая в Будапешт делегация фонда в середине декабря прервала безрезультатный неформальный диалог. Возобновление обмена мнениями ожидается 11 января, когда в штаб-квартиру МВФ приедет специальный представитель Орбана. Наблюдатели отмечают, что риторика Будапешта стала куда более дружелюбной, но сомневаются, что в обозримом будущем дело дойдет до начала официальных переговоров. Камень преткновения — вопрос о независимости Центрального банка Камнем преткновения стала проведенная партией ФИДЕС конституционная реформа, в рамках которой, в частности, было изменено законодательство, касающееся Центрального банка. В МВФ и особенно в ЕС эти изменения восприняли как попытку правительства Орбана фактически подчинить себе венгерский Центробанк, лишив его той независимости, которая закреплена в основополагающих договорах о Европейском Союзе. Несмотря на неоднократно высказывавшиеся в Брюсселе сомнения по поводу целого ряда пунктов новой конституции и сопутствующих ей законов, Будапешт ввел их в действие 1 января 2012 года. Этим власти спровоцировали новый виток финансового кризиса в стране. Теперь в Брюсселе изучают возможность судебного иска против Будапешта из-за нарушения Венгрией договоров ЕС. Этот вопрос Европейская комиссия будет обсуждать на своем очередном заседании 11 января. В такой ситуации оперативное выделение многомиллиардных кредитов Венгрии представляется маловероятным. Тем более, что ЕС и МВФ нужно «беречь порох», чтобы в случае необходимости оказать экстренную помощь странам еврозоны, где сейчас реально взялись за оздоровление финансов. Авторы: Андрей Гурков, Андреас Майер-Файст Редактор: Андрей Бреннер
ginko_anegs 7 января 13:08 В России также высок риск девальвации, при чем трехкратной и в один день. Возрастают очевидные риски в финансовых моделях иностранных инвесторов. Ответить 0 Ссылка
или авторизоваться, или войти при помощи Connect
|