От саммита ЕС ждали большего



От саммита ЕС ждали большегоПремьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, президент Европейского совета Херман ван Ромпей и президент Франции Николя Саркози. Фото: AP

Надежды на единство Европы перед лицом кризиса не оправдались. Предложение о внесении поправок в учредительные соглашения ЕС не было одобрено всеми участниками решающего саммита ЕС в Брюсселе. Его итоги вряд ли всерьез и надолго успокоят рынки. Скорее всего, инвесторы сочтут принятые решения запоздалыми и недостаточными, комментирует Reuters.

Внесение поправок в документы ЕС, за которое выступали Германия и многие другие страны, укрепило бы юридическую силу изменений и упростило бы для властей ЕС правоприменительные задачи. Однако британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заблокировал франко-германскую инициативу. По его мнению, изменение основ ЕС не соответствует национальным интересам Великобритании.

«Решение Кэмерона, которое стало в некоторой степени неожиданностью и даже потрясением для европейцев, оформилось в сознании многих как идея того, что мы не можем создать Европу — ту Европу, которая нам нужна сегодня, — при участии Соединенного Королевства», — передает Euronews комментарий главы Совета Европы по международным отношениям Томаса Клау.

Разногласия по вопросам ЕС между Германией и Великобританией были вполне ожидаемыми. Обозреватели прогнозировали сложные переговоры на саммите в Брюсселе. В последнее время стали говорить о модели двухскоростной Европы. «Если ждать британцев, можно очень долго простоять на перроне, а поезд так и не придет. Если же вы хотите качественного скачка, это возможно только с еврозоной», — комментировал ранее Карстен Бржески, экономист ING Group.

Заместитель британского премьера и лидер Либерально-демократической партии Ник Клегг заявил, что вето Кэмерона негативно для Великобритании и может привести к ее изоляции в ЕС. «Это плохо для страны, для ее экономики, для простых людей, для лондонского Сити», — передает слова Клегга Русская служба Би-Би-Си.

Клегг, однако, видит причины такого решения в непримиримой позиции Франции и Германии, а также давлении евроскептиков-консерваторов, которые поставили премьер-министра в трудное положение.

Несмотря на демарш Великобритании, было принято решение заключить бюджетно-налоговый союз, который призван дополнить существующий монетарный союз, ужесточить финансовые механизмы и контроль за формированием национальных бюджетов, а также сблизить налоговую политику государств.

Теперь, вероятнее всего, остальные 26 стран ЕС теперь договорятся о подписании нового соглашения о введении более строгих бюджетных правил, которое будет сформулировано как отдельный документ вне структуры ЕС.

Европейские государства договорились о новом «комплексном» пакете решений по ликвидации долгового кризиса. Отчасти это превентивные меры против дальнейшего распространения кризиса, отчасти — расширение механизма помощи для проблемных государств, резюмирует The Wall Street Journal.

В его нынешнем виде соглашение ЕС предусматривает для стран-нарушителей финансовой дисциплины возможные санкции, в том числе штрафы. Но эти правила исполняются нечетко, ни одна из стран так и не была оштрафована. В пятницу главы европейских государств заявили, что как только страна евроблока превышает лимит дефицита в 3% ВВП, это автоматически влечет за собой негативные последствия для нее, если только страны-участницы не проголосуют против штрафных мер.

О таком подходе уже говорили ранее. В ноябре после долгих обсуждений ЕС одобрил правила, ускоряющие процедуру санкций. Теперь, если Европейский Совет решит, что какая-то из стран евро нарушает фискальную дисциплину, комиссия может фактически затребовать внесения условного депозита, который будет взыскан в счет штрафа после вторичного решения Совета, если по итогам голосования такое решение не будет отменено.

Это все еще не полностью автоматический режим, но он ближе к цели, чем тот, который действовал ранее, комментирует The Wall Street Journal.

Вторая мера предусматривает требование к странам о принятии конституционных поправок или равнозначного закона о сбалансированном бюджете и предписывает автоматические коррекции в случае, если так называемый структурный дефицит (скорректированный с учетом фазы экономического цикла) превышает 0,5% ВВП.

На саммите было согласовано, что Европейский стабилизационный механизм (ESM) объемом 500 млрд евро будет введен в действие в 2012, а не 2013 году. Он придет на смену Европейскому фонду финансовой стабильности (EFSF), который прекратит выделять средства на новые программы финансовой помощи в 2013 году. Европейские государства пока решили сохранить ограничение в 500 млрд евро по сумме обоих фондов.

Никаких новых шагов по укреплению EFSF предпринято не было, участники саммита заявили лишь о намерении продолжать курс на его увеличение с помощью заемного капитала. Германия также отвергла предложение, что ESM необходимо дать банковскую лицензию, которая позволит привлекать финансирование, как ЕЦБ.

Лидеры ЕС заявили, что их государства внесут 200 млрд евро на общий счет МВФ для увеличения ресурса финансовой помощи. МВФ уже участвует в трех совместных с Европой программах спасения стран еврозоны. Средства на общий счет, вероятно, будут выделены из резервов национальных центробанков, а не от перегруженных долгами правительств. Это не означает, что вся эта сумма будет зарезервирована для европейских правительств, отмечает The Wall Street Journal.



От саммита ЕС ждали большего

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей