От Резервного фонда отрезали без малого 285 млрд

От Резервного фонда отрезали без малого 285 млрд Распоряжение о выделении из Резервного фонда средств в размере 284,397 млрд рублей вступит в силу с 1 января 2011 года. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru Премьер Владимир Путин подписал распоряжение о выделении из Резервного фонда средств на финансирование дефицита бюджета в 2011 году. Но это не решит проблему бюджетных диспропорций, которая будет нарастать в ближайшие три года из-за неконтролируемого роста госрасходов, многие их которых не обеспечит даже предстоящее увеличение налоговой нагрузки. Распоряжение о выделении из Резервного фонда средств в размере 284,397 млрд рублей вступит в силу с 1 января 2011 года. Согласно планам трехлетнего бюджета на 2011–2013 годы, дефицит в 2011 году предполагается в размере 1,814 трлн рублей, что составит 3,6% ВВП. Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать средства из Резервного фонда и, в основном, госзаимствования. По состоянию на 1 декабря 2010 года совокупный объем Резервного фонда составил 1 трлн 279,85 млрд рублей, что эквивалентно 40,88 млрд долларов. Изначально предполагалось, что Резервный фонд, который на 1 января этого года составлял 1,831 трлн рублей, будет исчерпан уже в текущем году, однако оказавшиеся выше первоначальных прогнозов цены на нефть позволили сэкономить его расход. В Минэкономразвития повысили прогноз среднегодовой цены на нефть на 2011 год до 81 доллара за баррель, причем замминистра Андрей Клепач посчитал этот прогноз вполне консервативным. Если он оправдается, то величина Резервного фонда на конец 2011 года опять окажется выше запланированной. Но наличие такого серьезного дефицита при столь высоких ценах на нефть является явным признаком экономического неблагополучия, а ситуация осложняется тем, что даже между членами правительства существуют разногласия по поводу выхода из этой ситуации. Правительство, в принципе, понимает необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, для чего уже были предприняты различные меры, включая повышение налоговой нагрузки на население и бизнес (в том числе, увеличение акцизов и замена ЕСН страховыми выплатами). И ранее замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что налоговая нагрузка в РФ, скорее всего, будет повышаться и впредь. Однако глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявила, что повышение налогов для сбалансированности бюджетной системы РФ является тупиковым вариантом. Поэтому, очевидно, что позиции МЭР и Минфина по этому вопросу достаточно сильно различаются. Насколько эффективными с точки зрения пополнения бюджетной системы окажутся уже принятые решения по повышению налогов, точно сказать сложно. Вице-президент Национального института системного исследования проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев предупреждает, что когда с 1 января 2011 года страховые взносы, которые платит работодатель, будут увеличены с 26 до 34%, доля теневого сектора вырастет. «Этот налог увеличится до 4% от фонда оплаты труда, поэтому малый бизнес заранее продумывает схемы ухода от налогообложения. Также реагирует и средний бизнес. — заявил BFM.ru эксперт. — У крупного бизнеса мотивация та же, но как он себя поведет — не ясно, так как за ним лучше налажен контроль». Аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов с сожалением констатирует, что, теоретически, при повышении налогов должно расти качество жизни, в России же только падают реальные доходы населения. Конечно, теоретически никто не отменяет два стандартных пути для выхода из сложившейся ситуации — повышать доходную часть бюджета либо сокращать расходную. Но эксперты уверены, что с учетом будущих масштабных проектов, в том числе олимпийских, очевидно, что сокращать или хотя бы удерживать от роста расходы федерального бюджета правительство не собирается. По мнению заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, при сохранении текущей тенденции к 2015 году придется либо увеличить налоги на 2% от ВВП, либо урезать социальные расходы. К этому времени объем ВВП может достигнуть 50 трлн рублей, то есть 2% выльются в сумму, близкую к 1 трлн рублей. В результате налоговые поступления к этому времени увеличатся до, примерно, 8,6 трлн рублей. Однако увеличение налогов все равно не дает гарантию выполнения государством всех взятых им на себя обязательств. Минфин срочно ищет источники дополнительных доходов, но, как напомнил Сергей Шаталов, в бюджете 2011–2013 годов не учтены многие расходы, которые «уже анонсированы — и, прежде всего, это оборонные расходы», и как они будут обеспечены, «пока не понятно». Как отмечает Антон Сафонов, существующие расчеты показывают, что через 4 года налоговая нагрузка вырастет на 10% в целом. Это, в свою очередь, приведет к падению доходов населения и бизнеса, и повышению социального напряжение. Однако и значительное сокращение социальных расходов бюджета может привести к аналогичным последствиям. «В принципе, выбор не очень радостный, а качественное преобразование российской экономики в ближайшей перспективе невозможно, как бы этого ни хотелось. На мой взгляд, правительство выберет путь повышения налогов», — предполагает аналитик. Но такой вариант развития практически наверняка приведет к замедлению темпов экономического роста. Кстати, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings уже пересмотрело в сторону повышения прогнозы роста ВВП на 2010 год по странам БРИК — за исключением России. Так, по прогнозу экспертов агентства, экономика Китая вырастет в текущем году на 10% (прошлый прогноз 9,7%), Бразилии — на 7,6% (7%) и Индии — на 8,7% (8,5%). Для КНР также были повышены ожидания в отношении следующего года — с 8,6 до 9% и для 2012 года — с 8,7 до 9%. В то же время агентство считает, что темпы роста в России ослабли, что и ухудшило прогноз для страны. Fitch ожидает, что по итогам текущего года ВВП России вырастет на 3,7%, в следующем году — на 4,3%, а в 2012 году — на 3,8%. Элементом политики, которая поможет частично компенсировать обостряющуюся нехватку средств (кроме неизбежного, но пока неприемлемого для властей повышения пенсионного возраста) станет увеличение государственных займов. Но в итоге текущие проблемы будут просто перекладываться на будущие периоды, и нет никакой уверенности, что через 20 лет экономическая ситуация позволит расплатиться по всем займам. Кроме этого, растет и стоимость обслуживания долга. «Видимо, увеличения долга удастся избежать только в том случае, если цены на нефть достигнут новых высот, но тогда экономика России станет еще сильнее зависеть от сырья. Боюсь, что с повышением официального прогноза цены на нефть расходная часть на ближайшие годы вырастет еще сильнее», — опасается Антон Сафонов.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей