Сектор нефтегазовых доходов бюджета «скукожится»

Сектор нефтегазовых доходов бюджета «скукожится» Глава Минфина Кудрин предупреждает о возможности снижения цен на нефть. Фото: РИА Новости В четверг, 9 декабря, глава Минфина Алексей Кудрин выступил в Счетной палате. «В течение трех лет цена на нефть опустится ниже 60 долларов за баррель примерно на период шести месяцев», — заявил министр. Он подчеркнул, что его прогноз сделан на основе анализа рынка и всех доступных материалов. «Это может реально произойти, мы к этому должны быть готовы», — предупредил он. В случае если прогнозы министра оправдаются, риски увеличения «дыры» российской казны станут более чем реальными. Между тем, правительство поставило задачу привести дефицит федерального бюджета к 2015 году к нулевой отметке. В своем выступлении Кудрин напомнил, что цена на нефть была выше 70 долларов за баррель всего два года. При цене на нефть в 75 долларов за баррель дефицит бюджета составлял 4,6% ВВП, и это, по мнению Кудрина, «очень высокий дефицит». Он напомнил, что в 2007 году при цене на нефть 70 долларов за баррель профицит бюджета составлял 5% ВВП. Глава Минфина подчеркнул, что в кризис правительство отступило от принципа сбалансированной бюджетной политики. Ситуация с высоким бюджетным дефицитом, по словам Кудрина, должна быть временной и продолжаться не более трех лет. По мнению Кудрина, при цене барреля в 50 долларов дефицит бюджета может составить около 3% ВВП. При той же цене на нефть в 2015 году мы можем иметь дефицит бюджета примерно 5% ВВП. Но если к 2105 году нефть будет стоить 82 доллара, дефицит бюджета будет всего 2% ВВП. При этом он добавил, что для российской казны нормальный уровень дефицита не более 2% ВВП при цене нефти в 50 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы сократятся до 13% ВВП Кроме этого, Алексей Кудрин прогнозирует и снижение нефтегазовых доходов бюджета. К 2020 году показатель сократится до 13% ВВП с 17% ВВП в 2009 году. «Этот сектор «скукожится» и не будет давать в составе валового внутреннего продукта тот же объем доходов», - сообщил он. По словам Алексея Кудрина, объем добычи в энергетическом секторе сокращается и, по прогнозам, в ближайшие годы темпы роста будут незначительные. Или роста и вовсе будет. «Теоретически, в любое время цена на нефть может резко пойти вниз вследствие как кризисных явлений в мировой экономике, так и внутри страны, но не факт, что это случится в ближайшие три года, — комментирует BFM.ru исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова. — Но, если в 2011 году стоимость нефти составит 60 долларов за баррель, то дефицит бюджета будет на уровне 5% ВВП, это аналогично ситуации 2009 года». По ее словам, на федеральном бюджете это отразится очень болезненно, поскольку средства Резервного фонда к следующему году практически иссякнут. На 1 декабря 2010 года объем Резервного фонда составлял 1,280 трлн рублей (для сравнения: в бюджете одной только Москвы на 2011 год запланирован объем расходов в размере 1,292 трлн рублей). Счетная палата должна присмотреть за правительством Глава Минфина призвал аудиторов Счетной палаты пресекать действия правительства, когда оно вносит изменения в принятый федеральный бюджет. «Я хотел бы обратиться и к Сергею Вадимовичу Степашину и к аудиторам Счетной палаты: пресекайте действия правительства по изменению бюджета и постановке новых программ в течение года, пишите замечания», — призвал Кудрин. Министр пояснил: правительство часто принимает решения быстро, спонтанно, программы появляются в течение двух-трех месяцев, причем, нередко, когда в Госдуме уже обсуждается законопроект. «Случается, что в ходе исполнения бюджета появляются новые задачи, которые в середине года вставляются в бюджет», — добавил Кудрин. В то же время, по словам главы Минфина, в этом году не освоено 455 млн рублей, выделенных из бюджета на финансирование инвестпрограмм. «Значит, какие-то мероприятия не будут вовремя закончены, значит, не будет достигнута комплексность, введение инфраструктуры, дорог, будут нарушены графики», — считает Кудрин. Он отметил, что при подобном планировании и внесении изменений в финансирование инвестпрограмм, эффективность расходов резко падает. Отчасти такая ситуация связана с консервативной бюджетной политикой Минфина, считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина. «Это проблема, которая наблюдается каждый год, поскольку оплата по заключенным договорам приходится на конец года, — пояснила она BFM.ru. — Проблема в системе администрирования расходов: деньги на программы выделяются ведомствам поздно, они не успевают их освоить». По ее словам, в начале года бюджетные доходы всегда занижаются (именно в этом и заключается консервативный бюджетный подход), но потом возникают дополнительные расходы, на которые выделяются деньги, но эти средства не успевают использовать.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей