Завтра Россия получит монополию на «космическое такси»
Шаттл «Атлантис» на фоне Солнца. Фото: NASA Газета The Wall Street Journal объявила о конце эпической эры противостояния в космосе двух программ — американской и российской. Намеченный на пятницу последний запуск шаттла оставляет Россию без соперников. Международная космическая станция, совершающая оборот вокруг Земле каждые полтора часа, — это самый дорогой объект, когда-либо собиравшийся в космосе. Всего через несколько дней этот объект будет держаться лишь на одной ниточке, и эта ниточка будет находиться в руках исторического соперника Америки, России, пишет американское издание. Последний шаттл «Атлантис» должен отправиться в полет в пятницу. После этого американские астронавты и представители других стран будут зависеть исключительно от полетов российских космических кораблей, которые будут доставлять их на станцию стоимостью 100 млрд долларов. Россия будет обладать монополией на пилотируемые космические полеты, и это уже вызывает напряженность, отмечает WSJ. Русские уже начали повышать почти в три раза стоимость своих услуг по предоставлению «Союзов», другим странам не остается ничего другого, как платить, говорится в статье. Коллективная ошибка западных участников проекта МКС «Нашу ситуацию не назовешь очень удобной, и когда я произношу слово «неудобная», это — эвфемизм», говорит генеральный директор Совета Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден. — Мы сделали коллективную ошибку». Европейское космическое агентство является одной из пяти организаций, которые совместно управляют МКС. «Союз», по мнению WSJ, «представляет собой триумф низкобюджетного подхода к исследованию космоса человеком». Российские аппараты запускаются в космос одноразовыми ракетоносителями: это подобно тому, как если бы астронавтов выстреливали на орбиту из пушки. Американская программа, напротив, использовала многоразовый корабль, который можно было бы назвать самым сложным летательным аппаратом за всю человеческую историю. Сопоставьте цифры: американцы потратили на программу шаттлов 209,1 млрд долларов, в то время как вся российская космическая программа сейчас стоит всего 2 млрд. долларов в год. Новый глава Роскосмоса Владимир Поповкин называет многоразовые космические корабли «очень дорогим удовольствием», которое экономически неоправданно. Конечно, российская монополия на пилотируемые космические полеты не продлится вечно, считает WSJ. Если все пойдет по планам, намеченным НАСА, то конец этой монополии наступит в 2016 году. Американское агентство рассчитывает, что к этому времени будут построено несколько новых коммерческих кораблей, которые в настоящий момент находятся в стадии проектирования. Идея НАСА заключается в том, чтобы создать службы «космического такси». Причем этот «таксопарк» должен управляться частным бизнесом. Таким образом, можно будет сократить государственные расходы на космос и одновременно — ускорить развитие космических исследований. С тех пор, как в 2004 году тогдашний президент США Дордж Буш объявил о завершении программы шаттлов, Российское космическое агентство увеличивало стоимость услуги по доставке американских астронавтов на орбиту восемь раз. По условиям последнего из подписанных соглашений, одно место в капсуле «Союза» обойдется НАСА в 63 миллиона долларов. Американские аудиторы подсчитали, что это означает повышение цены на 175% по сравнению с 2005 годом. Самое значительное однократное повышение цены ожидается в конце нынешнего лета, пишет WSJ, и оно непосредственно связано с завершением полетов шаттлов. Начиная с этого момента и до конца текущего года одно пассажирское место в «Союзе» будет обходиться американским астронавтам в 43,34 млн. долларов. По сравнению с первым полугодием с.г. это рост на 57%. Россия не преминет извлечь коммерческую выгоду из временной монополии Издание сомневается, что российские власти захотят использовать свою временную монополию на космические полеты в качестве инструмента дипломатического давления, но, по мнению американских экспертов, коммерческую выгоду Москва уж точно постарается извлечь. В то же время российские официальные лица не склонны рассматривать прекращение полетов шаттлов как позитивное событие для себя. WSJ ссылается на мнение главы программы пилотируемых проектов Роскосмоса Алексея Краснова, который в интервью российским СМИ говорил о том, что для российской стороны было бы лучше, чтобы программа шаттлов продолжалась, хотя бы еще один год. Российские специалисты уверены в том, что без шаттлов строительство МКС было бы невозможным, а Россия заинтересована в продолжении работы Международной космической станции. Изначально МКС создавалась как промежуточная платформа для полетов на другие планеты. Однако в процессе работы ее миссия изменилась: теперь станция рассматривается как космическая лаборатория для проведения экспериментов на орбите. Эти эксперименты могут помочь создать новые лекарства и новые методы лечения. Именно поэтому данные эксперименты нуждаются в том, чтобы их проводили люди и чтобы люди непосредственно участвовали в них. К настоящему моменту НАСА приобрела 46 «билетов» для своих астронавтов на «Союзы» до 2016 года и хотела бы купить еще. Официально представители НАСА объясняют растущей стоимостью мест на «Союзах» инфляцией, а также тем, что России приходится производить больше «Союзов», которые выпускаются уже почти четыре десятилетия. Одновременно российские инженеры модернизируют «Союз»: до конца года ожидается появление новой версии космического корабля. Почем билет на МКС после 2016 г.? В апреле с.г. НАСА выплатила пяти американским аэрокосмическим компаниям в общей сложности 269,3 млн. долларов для разработки новых систем по доставке человека на орбитальную станцию. Из этих компаний одна — базирующаяся в Калифорнии Space Exploration Technologies Corp., — похоже, продвинулась дальше других. Компания обещает построить многоразовую систему, способную доставлять семь астронавтов на орбиту, причем стоимость полета одного человека составит не более 20 млн. долларов. Это кратно меньше того, что прогнозируется в отношении других подобных систем. Глава Space Exploration Technologies Corp Элон Маск (он участвовал в создании таких компаний, как PayPal и Tesla Motors) говорит: «Работа должна стоить столько, сколько налогоплательщик готов отдать за нее. Такой подход позволит НАСА отправить гораздо больше астронавтов и гораздо полнее использовать МКС». Другие оценки стоимости полетов на новых американских аппаратах не столь оптимистичны. Один из наиболее авторитетных советников НАСА, компания Aerospace Corp., оценивает ее где-то в промежутке от 90 до свыше 150 млн долларов. Между тем компания Space Exploration уже имеет контракт с НАСА на сумму 1,6 млрд долл. на доставку грузов на МКС с помощью экспериментального корабля Dragon и ракеты Falcon, начиная с будущего года. Space Exploration уже провела экспериментальный запуск своего нового корабля и смогла вернуть его на Землю. Однако, по данным WSJ, компания Элона Маска испытывает серьезные технические проблемы, из-за которых график работ не соблюдается. Для того, чтобы окончательно не выйти из графика, г-н Маск должен отказаться от намеченного на это лето экспериментального непилотируемого полета корабля Dragon. А перейти к испытанию стыковки корабля с МКС, каковое предприятие намечено на конец года. Однако руководство Роскосмоса еще в апреле предупреждало, что не позволит непилотируемому кораблю Dragon приблизиться к МКС или совершить стыковку со станцией в обозримом будущем — до тех пор, пока Роскосмос не сочтет эти маневры достаточно безопасными. НАСА пока не выдала сертификата безопасности для новых американских космических кораблей, однако генеральный инспектор агентства предупреждает: каждая проволочка неумолимо расширяет временную пропасть между последним полетом шаттла на этой неделе и возобновлением полетов американских кораблей на МКС. Более того, разработка частными компаниями новых космических кораблей может настолько затянуться, по мнению главы НАСА, что возникает угроза возвращению США на Международную космическую станцию. По мнению Джона Логстона, аналитика из университета Джорджа Вашингтона, сама вероятность того, что частные компании создадут надежные космические корабли, все еще находится в зоне большого риска. «Пока что американским астронавтам придется пользоваться российскими такси». |
Другие новости по теме:
|
Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей
|
|