Кооперация или интеграция: что стоит за словами, которыми Россия и Китай описывают одни и те же проекты? Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин во время встречи на саммитах БРИКС и ШОС в Уфе, 8 июля 2015. Фото: REUTERS/BRICS/SCO Photohost/RIA Novosti В четверг в Уфе официально открывается совмещенный саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Одним из главных моментов станут переговоры президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Какие вопросы могут стать самыми важными, какую роль так называемый новый «Шелковый путь» может играть для России и какие противоречия у нее могут быть с Китаем? Экономический пояс нового «Шелкового пути» — амбициозная китайская концепция, которая предполагает создание единой транспортной инфраструктурной сети от запада КНР, далее — через Центральную Азию и Иран в Европу. Речь идет о целой серии транспортных коридоров, многие из которых проходят южнее России. Поэтому неоднократно говорилось, что несмотря на все вежливые заверения в обратном, Россия не особо заинтересована в этом проекте. Ей нужны инвестиции в инфраструктурные проекты на своей территории, в то время как Китай больше интересуют поставки в Россию широкого спектра готовых товаров — от текстиля до продукции металлургии. С такой точкой зрения не согласен директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин.
Александр Лукин
директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО |