Ведомство обеспокоено тем, что интернет-магазины фактически оказываются вне юрисдикции закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор обратился в правительство с предложением блокировать сайты недобросовестных интернет-магазинов и агрегаторов — по аналогии с приостановкой работы традиционных магазинов и ресторанов, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с инициативой ведомства. По его словам, Роспотребнадзор обеспокоен тем, что интернет-магазины фактически оказываются вне юрисдикции закона о защите прав потребителей. Кроме того, не урегулирована работа интернет-агрегаторов, которые не являются реальными продавцами, но выступают непосредственными получателями денег от потребителей в счет оплаты товаров, представленных на их сайтах. Ведомство предлагает добавить в закон «О защите прав потребителей» определение поставщика как организации или индивидуального предпринимателя, у которых есть сайт, где представлена информация о реализуемых товарах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и куда потребители могут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи. По замыслу Роспотребнадзора, поставщики должны будут указывать на сайте свой адрес, режим работы и предоставлять потребителям полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки товара. Предполагается, что проверять сайты поставщиков на соответствие требованиям закона будет Роспотребнадзор. В случае нарушений сайт может быть временно заблокирован на уровне доменного имени. Правительство поручило Роспотребнадзору совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минюстом и Минфином подготовить проект поправок, касающихся защиты прав потребителей интернет-магазинов, и внести законопроект до 1 сентября. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российский рынок e-commerce в прошлом году вырос на 31%, до 713 млрд рублей, напоминает «Интерфакс». Из 73 млн россиян, пользующихся интернетом, 40 млн совершают покупки через интернет, причем 20% покупателей оформляют заказ, используя мобильный телефон. Если в 2013 году покупки в онлайн-магазинах оплатили картой 55,3% покупателей, то в 2014 году этот показатель вырос до 61,7%. Сейчас онлайн-магазины обязаны указывать на сайте юридический адрес или телефон, но на практике это часто не соблюдается, а в случае проблем жаловаться некуда и не на кого, цитируются на сайте АКИТ слова ее исполнительного директора Артема Соколова. «На настоящий момент у контрольно-надзорных органов нет административного ресурса, позволяющего ограничивать доступ к онлайн-магазинам, нарушающим законодательство в сфере защиты прав потребителей. По моему мнению, такой ресурс у органов исполнительной власти однозначно должен быть», — сказал он. |