Пересборка БРИКС: у какого региона лучшие перспективы?

Новая волна кризиса бросила вызов Бразилии, Индии, Китаю, России и Южной Африке. Останутся ли они драйверами мировой экономики, или их ждут невеселые перспективы?

Пересборка БРИКС: у какого региона лучшие перспективы? Президент России Владимир Путин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Бразилии Дилма Роуссефф, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и президент Южно-Африканской Республики (ЮАР) Джейкоб Зума (слева направо) во время встречи глав государств и правительств стран-участниц БРИКС. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Сомнений почти ни у кого не осталось: продолжающееся не первый месяц снижение цен на сырье — признак нового мирового цикла. В странах, еще недавно показывающих значительный рост, рецессия или почти рецессия. Но все проходит. Какие перспективы? Кто будет лидером в новой волны? Читайте также: Путин призвал страны БРИКС углублять взаимодействие в экономике

Пять стран БРИКС — это Бразилия, Индия, Китай, Россия и Южная Африка. У Бразилии, России и Южной Африки основа экономики — торговля сырьем, у Китая и Индии — рабочей силой. У всех у них свои проблемы, в чем-то схожие, а в чем-то разные. Но есть главные — всех объединяющие низкая эффективность и производительность, считает заместитель министра финансов России Алексей Моисеев.



Алексей Моисеев

замминистра финансов России

«Многие страны с переходной экономикой, которые использовали для своего развития очень высокие цены на сырье, в том числе и Россия, они столкнулись с ситуацией, когда чрезвычайно высокие цены на сырье, скорее всего, в течение некого времени не повторятся. Мировая экономика пока не нащупала новый технологический уклад. В очередной раз мы увидели, что экономический разрыв стран БРИКС, похоже, даже больше, чем их похожести. Страны находятся в разных ситуациях, по-своему одинаково тяжелых. Стоимость рабочей силы, дешевой силы в Китае и Индии — уже не такая дешевая, цены на сырье — не такие высокие, поэтому без повышения производительности, поддержать сколько-нибудь приемлемый темп экономического роста, конечно, не удастся никому из стран БРИКС».

Развитые страны, в которых производство после Второй мировой войны постоянно удорожалось, в последние годы столкнулись с запредельным уровнем безработицы. В результате им пришлось пойти на ряд мер, которые постепенно меняют эту тенденцию. А вот развивающиеся экономики свою политику меняют медленно.



Александр Душкин

управляющий активами Международного фонда частных инвестиций

«После 2008 года это привело к тому, что себестоимость производства в развитых странах значительно изменилось. Снижение цен на сырьевых рынках привело к тому, что экономики, занимающиеся производством сырьевых товаров, стали испытывать проблемы с торговым балансом. Соответственно, они стали испытывать проблемы с инвестициями. Все это вылилось в экономический спад, то есть причина заключается в цикличной природе самой экономики».

Многомиллионные выступления в Бразилии, требования отставки президента Дилмы Руссеф — все это поражает воображение. Малоизвестно, что в Китае подобных выступлений куда больше. Просто они имеют несколько иную форму, нежели многомилионные манифестации.



Алексей Маслов

заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики

«Ежегодно в Китае проходит почти 250 тысяч разного рода выступлений и мелких, и крупных, которые требуют повышения зарплаты и блокируют производство. Сегодня в Китае индексы, показывающие разрыв между бедными и богатыми, — одни из самых больших. Вторая проблема — это в 2008-2009 годах Китай выдал колоссальное количество кредитов. Залил наличностью кризис на территории страны. И сейчас наступает период их отдачи. Очень много кредитов не отдается, идет потенциальное разорение ряда банков, например, городских. Китайцы живут в кредит как минимум не меньше, чем американцы».

В Китае, который во время кризиса 2008-2009 годов сделал ставку на экономическую модель, основанную на росте внутреннего потребления, наблюдает, что это потребление сейчас постепенно прекращает расти. Этому, в частности, мешает и то, что в стране набрали силу региональные элиты, которые контролируют целые секторы экономики и всеми правдами и неправдами закрывают их для конкуренции с другими провинциями. Центральное правительство в Пекине постоянно старается бороться с тем, чтобы региональные предприятия не подавляли экономику внутри страны, но удается ему это далеко не всегда.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей