S&P присвоило России «мусорный» рейтинг. Что будет с рублем?

Рейтинг «BB+», с которым теперь нужно жить РФ, считается спекулятивным. Игроки на Московской бирже отреагировали с негативом: накануне вечером доллар пошел вверх

S&P присвоило России «мусорный» рейтинг. Что будет с рублем? Фото: Eduard Korniyenko/Reuters

Агентство S&P все-таки понизило рейтинг России до «мусорного» уровня. Из материалов организации следует, что стране присвоен рейтинг «BB+», прогноз негативный — это спекулятивный уровень. О том, что аналитики агентства могут пересмотреть рейтинг России, стало известно в конце прошлого года. Решение должны были принять в середине января, однако затем его отложили на конец месяца.

Ранее в интервью Business FM глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что одним из последствий снижения рейтинга может стать то, что кредиторы предъявят к досрочному погашению российские облигации. Министр оценил эти риски в 20-30 млрд долларов.

Решение S&P было опубликовано после закрытия основной сессии Московской биржи. Однако игроки отреагировали на снижение рейтинга — доллар перешел отметку в 68 рублей, евро вышел за пределы 77 рублей.

В беседе с Business FM действия рейтингового агентства прокомментировал Сергей Хестанов, советник гендиректора брокерского дома «Открытие» по макроэкономике. Он рассказал, что дальше ждет рубль.

Было уже по ходу торгов основной сессии заметно, что кто-то знает о будущем решении S&P, в частности, акции Сбербанка потеряли более 6%. Ну вот, прогноз все-таки понижен, до спекулятивного. Ждать ли нам теперь дальнейшую и тотальную распродажу российских активов?
Сергей Хестанов: Ну, снижение рейтинга было в значительной мере предсказуемым, поэтому многие участники заранее закладывали в цену бумаг возможность понижения рейтинга. Однако некоторые бумаги пострадают от снижения рейтинга заметно сильнее других, в основном, это связано с наличием и объемом так называемых евробондов, то есть номинированных в иностранной валюте облигаций. Многие из них имеют условие, при котором при снижении рейтинга ниже инвестиционного эмитент обязан выкупить у инвесторов облигации.
Сбербанк, например, относится к этой категории?
Сергей Хестанов: Мне трудно навскидку сказать, но у многих такое условие имеется. Кроме того, многие инвестфонды, которые являются держателями российских бумаг в своих инвестдекларациях содержат оговорку: при снижении рейтинга ниже инвестиционного инвестфонды обязаны продать бумаги. Поэтому, скорее всего, мы действительно увидим заметное движение вниз по многим бумагам, как на рынке облигаций, так и на рынке акций, но частично смягчено это будет тем, что опять-таки в инвестдекларациях многих фондов требуется, чтобы снизило не одно агентство , а минимум два из большой тройки. Опять-таки, как говорит исторический опыт, довольно часто бывает ситуация, когда агентства не спешат следовать за своими коллегами, и вот этот временной диапазон немножко смягчит давление продавцов на рынки и облигаций, и акций российских компаний.
По российской валюте — стоит ли ожидать дальнейшего падения или, в принципе, данное решение уже заложено в курсы?
Сергей Хестанов: Для рубля то падение, которое сейчас наблюдается, в значительной мере является все-таки эмоциональным, поскольку даже тот объем выплат, который грозит российским компаниям, от 20 до 30 млрд долларов, для рубля как валюты катастрофическим не является. Поэтому здесь, скорее всего, превалируют эмоции, спустя некоторое время, возможно, часть этого движения скорректируется в обратную сторону.
Агентство S&P вообще довольное консервативное, если что-то решает, пересматривает не скоро. Как вы считаете, с данным рейтингом насколько можно прожить?
Сергей Хестанов: Вопрос достаточно сложный, поскольку одним из факторов, которые влияют в том числе на решения рейтинговых агентств, являются политические события, имеющиеся или потенциальные санкции. Принятие же санкций всецело находится в воле политиков, соответственно, эти решения очень сложно прогнозировать. Влияют не столько экономические факторы, которые поддаются анализу, прогнозу, а политические, которые сильно зависят от персоналий, принимающих решения.
Нет ощущения, что S&P идет впереди паровоза?
Сергей Хестанов: Как раз нет, вообще говоря, ни одно из агентств большой тройки в общем-то сильной политизацией в своих решениях и не страдает. Более того, даже были прецеденты, когда подъем рейтинга был осуществлен сразу же после знаменитого дела ЮКОСа. Поэтому мне кажется, что здесь решения все-таки в значительной мере имеют экономическую подоплеку, и опасения агентств базируются на возможных ограничениях, которые могут принять те или иные власти.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей