Рубль поплыл. Центробанк отменил валютный коридор

Де-факто регулятор отпустил рубль в свободное плавание, упразднив действующий механизм курсовой политики. По словам экспертов, отмена коридора — это резкое повышение рисков для спекулянтов

Рубль поплыл. Центробанк отменил валютный коридор Фото: Павел Смертин/ТАСС

Центробанк России с сегодняшнего дня отменил валютный коридор. Регулятор де-факто отпустил рубль в свободное плавание, упразднив действующий механизм курсовой политики. Как сказано на сайте ЦБ, Читайте также: Китайский разворот. Рубль укрепился на фоне заявлений Путина из Пекина он с 10 ноября отменяет «плавающий коридор стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на его границах и за пределами», но это не предполагает полный отказ от валютных интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Кроме того, ЦБ планирует временно ограничить предоставление банкам рублевой ликвидности, чтобы снизить давление на курс. Об этом глава Центробанка Эльвира Набиуллина сообщила каналу «Россия 24».



Эльвира Набиуллина

глава Центрального банка России

«ЦБ принял решение. Первое — отказаться от регулярных валютных интервенций, которые мы проводили по 350 миллионов долларов в день, если курс рубля оказывался ниже установленной правилами границы. Вместо этого, второе, мы будем выходить на валютный рынок с интервенциями в любой момент и в тех объемах, которые необходимы для того, чтобы сбить ажиотажный спекулятивный спрос. И третье, мы временно ограничим предоставление рублевой ликвидности, потому что она используется не только для финансирования экономики, но и для игры на валютном рынке».

Последние заявления Центробанка и реакцию рынка на них в интервью Business FM прокомментировал председатель Наблюдательного совета ВТБ, член совета директоров ВТБ Капитал, бывший глава Центробанка Сергей Дубинин.

ЦБ полностью отменил валютный коридор. Какие будут последствия всех этих решений? С одной стороны, ЦБ в последнее время постоянно сдвигал границы, было понятно, что коридор стал какой-то формальностью, все ждали его отмены. С другой стороны, для спекулянтов это был некий ориентир все-таки.
Сергей Дубинин: Ровно поэтому и было, видимо, принято решение, оно созрело, что надо уходить от того, чтобы как-то воспринимать обязательства со стороны государства в лице ЦБ, выкупать по каким-то правилам, которые позволяют проводить атаку на рубль. Рубль был перепродан, была спекулятивная атака. Нужно было просто повысить риски для тех, кто покупал валюту не по экономической необходимости, а в расчете на дальнейшую девальвацию. Ситуация без коридора — это резкое повышение рисков для спекулянтов. В этом конечная цель именно этого конкретного действия.
То есть ориентироваться спекулянтам не на что теперь?
Сергей Дубинин: Да, в любой момент может произойти изменение курса, причем они не могут сегодня представить себе, будет ли это решение ЦБ, скажем, продать существенный объем валюты, или кто-то еще выйдет на рынок и в какую сторону двинется. То есть ставки в игре резко повысятся. А в такие игры играть гораздо тяжелее. Плюс к этому, я думаю, что банки-то и их клиенты должны как-то дальше жить, развиваться, они просто обязаны тратить, а тратить им приходится в основном в рублях. Это и налоговые платежи, сейчас самое время их выплачивать. В результате, конечно, сейчас предложение валюты возрастет на рынке.
После отмены коридора рубль продолжил укрепляться. Получается, рынок, в принципе, позитивно воспринял эту информацию. Это, по-вашему, психологическая, краткосрочная реакция или все-таки долгосрочная?
Сергей Дубинин: Нет, это, прежде всего, не психология. Как я уже сказал, это оценка риска, что пора заканчивать с этой рискованной игрой на понижение курса, потому что раньше казалось, что здесь можно выиграть очень много, а сейчас очевидно, что здесь можно еще и проиграть очень много.
То есть это можно назвать разворотом?

Сергей Дубинин: Я думаю, что это коррекция, которая ведет к стабилизации ситуации на каком-то новом и, может быть, более низком уровне, потому что фундаментальные факторы работают. Они уже привели к тому, что рубль несколько снизился, потому что в какой-то момент при довольно высокой инфляции у нас было, тем не менее, повышение курса. Это было сразу где-то после кризиса 2009 года, 2010-й, 2011-й, 2012 годы. Курс был стабилен и даже повышался, а при этом инфляция была достаточно высокая. В результате, есть такое понятие — реальный эффективный курс. То есть оказалось, что все внутри страны стало в пересчете на те же доллары или евро дороже, и зарплата в евро и долларах росла.

А в рублях лишь уменьшалась?
Сергей Дубинин: Нет, в рублях она не уменьшалась тоже. Именно потому, что она не уменьшалась в рублях, она росла в евро и долларе, потому что курс был достаточно стабилен, и все ощущали себя богаче. Но это не было заработано ничем, кроме высокой цены на нефть. Произошел, видимо, достаточно долгосрочный перелом, и она будет стабилизирована на уровне ниже где-то 100 долларов. И все это вместе привело к тому, что курс изменился. А дальнейшее уже толкание вниз рубля произошло чисто в истеричном порядке, причем, как всегда, люди, которые в последний момент бросились покупать в обменниках доллары, сейчас окажутся в ситуации, когда они их купили дороже, чем то, сколько они смогут за них получить завтра.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей