Владельцев банковских карт, потерявших деньги по вине мошенников, хотят обязать доказывать свою непричастность к пропаже средств Деньги. Фото: ИТАР-ТАСС Владельцам банковских карт, потерявшим деньги по вине мошенников, будет сложнее их вернуть. Банкиры могут обязать клиентов самим доказывать свою непричастность к пропаже средств. Такие поправки в Гражданский кодекс обсуждаются в экспертном совете Государственной думы. Из текста поправок следует, что банк сможет не возмещать убытки, если клиент нарушил порядок использования карты. Владельцам предстоит доказать, что карточка была украдена, либо предоставить алиби, доказывающее, что в месте проведения платежа клиента не было. Сейчас бремя доказательства лежит на банках. Перекладывать его на держателей карт — неверно, считает автор книги «История банковских карт в России» Олег Никульшин. Олег Никульшин автор книги «История банковских карт в России» «Клиент не должен доказывать, что это произошло не по его вине. Это все равно, что заставить необразованного человека разбираться в тонкостях законодательства. Мне кажется, что перенос ответственности на потребителя — инициатива достаточно сомнительная, причем во всех смыслах». В Интернете можно найти много жалоб на банки, которые не возмещают потерянные средства. Кредитные организации ссылаются на недобросовестность клиентов и рекомендуют обращаться в полицию. Эксперты констатируют, что доказать непричастность трудно, поскольку нет единой методики по выявлению вины. Второй же пакет поправок направлен уже на защиту клиентов. Авторы предлагают банкам возмещать всю сумму спорной транзакции. Вне зависимости от наличия виновных действий владельца. Банкиры не согласны и готовят свои поправки. В вопросе спорных транзакций нужно принимать взвешенное решение, считает адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро КИАП Андрей Корельский. Андрей Корельский адвокат «У нас происходит перекос, выбираются какие-то крайние точки. Все-таки должен быть найден баланс и компромисс интересов и он должен быть найден посередине. Когда есть основания предполагать, что гражданин совершает некие действия и делает это с грубой неосторожностью, возможно, даже с преступным, корыстным умыслом, конечно, банк не должен нести ответственность. Но когда абсолютно добросовестный клиент страдает от действий третьих лиц, неправильно переносить бремя ответственности на клиента». Еще одно предложение участников рынка — уменьшить размер убытков, взыскиваемых с банка. Это произойдет, если мошенничество стало следствием «грубой неосторожности клиента». В чем именно может заключаться неосторожность, в документе не поясняется. |