Россия не стала для HSBC удачным розничным проектом

Россия не стала для HSBC удачным розничным проектом Финансовая корпорация HSBC приняла решение прекратить предоставление розничных услуг и обслуживание состоятельных частных клиентов в России и сконцентрируется на обслуживании корпоративных клиентов на российском рынке. В данный момент в России HSBC представлен дочерним «Эйч-Эс-Би-Си Банком», который специализируется на корпоративном и инвестиционном направлениях. На рынок розничных услуг банк вышел в России в 2009 году. Как говорится в официальном сообщении, «пакеты банковских услуг для частных клиентов перестанут быть доступны в ближайшее время, и предоставление услуг в рамках предложений HSBC Premier (розница) и HSBC Plus (обслуживание состоятельных клиентов) будет прекращено в соответствии с договорными обязательствами». То есть банк выполнит свои обязательства перед клиентами по договорам, заключенным ранее, и не будет возобновлять эти договора на новые сроки. «HSBC сохраняет твердое намерение продолжать развитие бизнеса на российском рынке, предоставляя широкий спектр услуг в сфере корпоративного и инвестиционного бизнеса. Мы направляем вложенный капитал на дальнейшее обслуживание корпоративных клиентов и финансовых институтов», — говорится в сообщении банка. «HSBC начал свою работу на российском банковском рынке в 1996 году. Разговоры же о выходе банка на розничный рынок начались только в 2007 году, когда HSBC заявил о своих амбициозных планах по «завоеванию» этого сектора рынка банковских услуг. В том же 2007 году банк получил лицензию на право работы с физическими лицами, однако реально старт розничному проекту был дан только в июне 2009 года с открытием четырех отделений банка, трех в Москве и одного в Санкт-Петербурге», — вспоминает директор департамента банковского консультирования Консалтинговой группы «НЭО Центр» Дмитрий Трусов. По его словам, начиная проект по работе с физлицами, банк оптимистично смотрел на российский рынок, заявляя о планах по развитию филиальной сети в 2010 году. По словам председателя правления HSBC в России Хусейна Озкайя, анализ стратегии банка показал, что наиболее перспективным направлением для группы HSBC в России является предоставление услуг корпоративным клиентам и финансовым институтам. «Поэтому мы приняли решение выйти из розничного бизнеса и сократить присутствие в сегменте private banking до представительства. Это позволит HSBC более эффективно обслуживать клиентов, которым необходим доступ к возможностям глобальной сети банка для работы и инвестирования на международных рынках», — заявил представитель банка. А по российским законам, представительства банков не имеют права оказывать клиентам финансовые услуги, а могут лишь консультировать потенциальных клиентов, желающих работать с банком через его дочерние структуры в других странах. «Учитывая финансовые возможности банка и опыт развития розничного банкинга, эксперты и аналитики прочили HSBC скорый успех. Банк выходил на банковский розничный рынок в период кризиса, когда репутация финансово-стабильного и надежного банка могла сыграть значительную роль в успехе по привлечению клиентов и созданию конкуренции уже успевшим закрепиться на рынке игрокам. Однако банк избрал не «агрессивную» политику по привлечению различных категорий клиентов, а сделал ставку только на VIP-продукты, желая, видимо, лучше оценить российский рынок банковского ритейла и возможные перспективы», — говорит Евгений Трусов. По его словам, сейчас ясно, что планы HSBC по развитию розничного банкинга в России не оправдались. «Полагаю, что на клиентуру банка, а ведь он работал с крупными розничными клиентами, претендуют в первую очередь иностранные игроки рынка private banking — «Юникредит», «Райффайзен» и «Сити», а также отечественные крупные банки, которые развивают обслуживание для состоятельных клиентов», — отмечает вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов. В пользу этого предположения говорит тот факт, что HSBC ориентировался в первую очередь не на массовую розницу, а на более состоятельный сегмент, который в нашей стране, видимо, еще не набрал достаточно капитала. Анализ перспектив затрат по развитию розничного направления, созданию конкурентоспособных продуктов, занятию значимого места на рынке розничных банковских услуг, а также рисков, связанных с Россией как с инвестиционной площадкой, очевидно, привел HSBC, а это один из крупнейших мировых банков, к решению о сворачивании этого вида бизнеса. «Та осторожность, с которой банк выходил на российский розничный рынок, не позволила ему занять достаточную нишу на рынке и выступить сколько-нибудь значимым конкурентом, в том числе государственным банкам, достаточно активно расширяющим свою экспансию. В результате, затраты на развитие превысили доходность направления», — считает Евгений Трусов. Он напоминает, что то же самое произошло и с другими иностранными игроками, избравшими, вероятно, не самое лучшее время для выхода на российский рынок — это Barclays Bank, Santander, KBC Bank и Rabobank. «Я считаю, что тот сегмент российской клиентуры, на который ориентировался банк, в современных условиях сложно достижим. Поэтому бизнес приносил существенно меньше денег, чем изначально планировалось головной структурой группы. Время выхода на рынок также было не самое удачное, для органического роста бизнеса требуются значительные ресурсы, усиливается конкуренция со стороны государственных игроков. Поэтому банк, видимо, посчитал, что отечественный розничный банковский рынок менее привлекателен», — соглашается с Трусовым Дмитрий Орлов. Не следует забывать и о том, что в конце 2010 года HSBC объявил о закрытии своего представительства на Украине, не увидев и там перспектив для развития розничного банкинга и пересмотрев в целом cтратегию по расширению своего присутствия в восточноевропейском регионе, напоминает Евгений Трусов. Россия также не стала для HSBC «удачным розничным проектом».

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей