Алексей Улюкаев: потолок роста российской экономики в ближайшие годы — 2-2,5%

Для того, чтобы ВВП рос активнее, нужно решать структурные проблемы. Например, улучшать условия ведения бизнеса и развивать государственно-частное партнерство, рассказал в эксклюзивном интервью Business FM глава Минэкономразвития

Алексей Улюкаев: потолок роста российской экономики в ближайшие годы — 2-2,5% Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Фото: ИТАР-ТАСС

В эксклюзивном интервью Business FM на Петербургском экономическом форуме глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев рассказал генеральному директору группы компаний «Румедиа» Михаилу Бергеру о драйверах роста экономики, а также о том, почему на мероприятие не приехали некоторые представители иностранного бизнеса и правительств.

Месяц назад на пресс-конференции после заседания оргкомитета Форума Вы сказали, что санкции не повлияют на уровень представительства. Ситуация показала, что все-таки повлияли некоторым образом.
Алексей Улюкаев: Да, я согласен повлияли. И, может быть, я считал наших партнеров несколько более рациональными людьми, чем они оказались на самом деле. Конечно, уровень представления, прежде всего госорганов, понизился — это касается руководителей, министров европейских стран, прежде всего. На руководителей компаний было беспрецедентное давление и некоторым из них пришлось этому давлению уступить, поддаться. Понятно, что это — рационально-деловое поведение. Очень трудно быть в противоречиях с руководителями собственной страны. Я всем тем, кто был вынужден отказаться от участия в форуме, отправил личное письмо, в котором я написал, что понимаю те обстоятельства, которые вас заставили принять такое решение. Я понимаю, что это не ваш выбор, и вы не будете подвергаться никаким санкциям. Как работали с вами, так и будем.
Что касается санкций. Вы давали несколько прогнозов на второй квартал. Какой будет прогноз в рамках года? Как будет выглядеть картина? За счет чего будет экономика развиваться, быстрее или медленнее?
Алексей Улюкаев: Есть смысл вести разговор в двух плоскостях. Одна — возможность использования стимулов для достижения некоторого, нормального уровня экономического роста при существующих институтах. Краткосрочные шаги. Сейчас все эксперты и представители инвестбанков согласны, что есть разрыв между потенциальным ростом и фактическим. В таких случаях во всем мире применяют стимулы фискальные, монетарные. Можно применять их и у нас. Но это в лучшем случае. Если мы еще правильно их применим, это позволит нам достичь этого потолка. Выше потолка мы все равно прыгнуть не сможем. Этот потолок сейчас 2-2,5%.
Это на текущий год или будущий?
Алексей Улюкаев: Ну, текущий, будущий. Ближайшая перспектива. Все остальное требует принципиального изменения условий ведения бизнеса. Такая триада важнейшая. Это дорегулирование, снижение того давления на бизнес. Руководствуемся лучшими побуждениями. Вопросы безопасности или экологии. Вроде бы есть объяснения, но — это время, деньги. У нас сейчас 30-35% всех издержек — трансакционные издержки. Это очень тяжело для бизнеса.
Это не считая нагрузки коррупционной и прочее.
Алексей Улюкаев: Я говорю про легальное обременение. Мы не увеличиваем налоговое бремя. Это издержки, вы платите за это. Обычные издержки естественных монополий, трудовые издержки. Это очень тяжело. Второе — это выстраивание государственно-частного партнерства. Экономический рост или его отсутствие связаны с инвестактивностью сейчас. Сегодня Якунин учил нас, что лучше использовать слово локомотив. Мы будем стараться развивать несырьевой экспорт максимально. Сырьевой экспорт вряд ли даст нам серьезный рост. И ценовая составляющая здесь ограничена и возможности наращивания объемов.
Что такое несырьевой экспорт?
Алексей Улюкаев: Это, например, оборудование, атомная энергетика, гидрогенерация, тепловая генерация. Вся энергетика, на самом деле. Есть что-то в авиации, в самолетостроении. Но сам объем очень не высок. Поэтому даже высокий процент роста не даст существенных сдвигов в макроэкономике. Естественные ограничения связаны с тем, что потребительский спрос, конечно, поощряет экономический рост, но это — издержки бизнеса. У нас сейчас спад 4,3% за четыре месяца прошлого года. Он потихоньку уменьшается.
Выравнивается...
Алексей Улюкаев: Но это сомнительное утешение. За год у нас будет, по прогнозам, 2,4% спада. Здесь нужно государственно-частное партнерство, вовлечение публичной инфраструктуры в сферу инвестотношений. Публичная инфраструктура — это огромное поле. Там огромный оборот. Жилищно-коммунальная сфера — это 4 трлн оборота. Плюс она не подвержена колебаниям. Это не черная или цветная металлургия.
Это чисто внутренний рынок.
Алексей Улюкаев: Абсолютно, конечно. И он стабильный по объемам потребления. Здесь работать и работать. Но нужно дать контракт длительного цикла инвестору. Речь идет об обязательстве сторон.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей