Минфин решил ударить законом по бегству капитала
Минфин планирует серьезно ужесточить контроль за экспортно-импортными операциями. Минфин опубликовал на своем сайте проект поправок в законы, направленный на борьбу с оттоком капитала из страны. Согласно поправкам, Минфин планирует серьезно ужесточить контроль за экспортно-импортными операциями. Годовой прогноз оттока капитала Центробанк повысил с 8,7 млрд долларов до 22 млрд. А еще летом ЦБ ожидал, что четвертый квартал даст стране чистый приток капитала. В итоге, чиновники стали подозревать российский бизнес в том, что капитал выводится через внешнеторговые операции. Две самые распространенные схемы — это неполучение экспортной выручки или уже оплаченных импортных товаров. Как пишут «Ведомости», рост сомнительных переводов за границу признал Центробанк в информационном письме в сентябре. По мнению Банка России, целью таких переводов может быть вывод денег и уклонение от налогов. Зарубежные активы российских компаний, по данным ЦБ, в третьем квартале выросли на 14,9 млрд долларов и составили 24,8 млрд долларов за первое полугодие. При этом половина прироста приходится на неполученную экспортную выручку, оплаченный, но не поставленный в страну импортный товар, и фиктивные финансовые сделки. Согласно статистике Росфиннадзора, в 2009 году только по поддельным грузовым таможенным декларациям выведено 170 млрд рублей, что в 21 раз больше, чем в 2008 году. При этом за первое полугодие 2010 года суммы потерь по тем же поддельным декларациям — 124 млрд рублей. Поправки, предлагаемые Минфином, обяжут компании сначала объяснить банку причины смены его клиентом банка — если в ходе внешнеторговой сделки ее паспорт остается незакрытым по причине смены клиентом банка, и указать данные нового паспорта. А для борьбы с поддельными грузовыми декларациями, которые представляют клиенты банка в финансовое учреждение для подтверждения поставки товара, Минфин хочет ввести систему электронного подтверждения таможней вывоза или ввоза товара. Поправки также ужесточают санкции за неполучение выручки из-за границы. Минфин предлагает приравнять эти операции к легализации доходов, полученных преступным путем. «Фиктивные контракты, по которым капитал бежит из России за рубеж, — это общая черная дыра, в первую очередь, нашей нефтяной промышленности. Согласно экспертным оценкам, примерно 10% доходов от бизнеса в этой отрасли оседает за рубежом. Но при этом хочу отметить, что никакие иные оценки, кроме экспертных, в нефтянке недоступны. Кто пустит контролера на скважину, где качают нефть? Все нефтяные компании скрывают объем выкаченной из недр и проданной за рубеж нефти. Да, нефть поступает в общую трубу, но как посчитать, сколько ее реально прокачено? Кто контролирует контролера, ведь и контролер — человек, он тоже есть хочет», — говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Он также отмечает, что в отчетах нефтяников часто можно увидеть манипулирование ценами на поставляемую за рубеж нефть. «И ведь как спросить у нефтяников, почему они поставляют нефть за 40 долларов за тонну, когда мировая цена равна 80? Ответ у них всегда один — а у нас такая цена прописана в контракте, который обязаны выполнять. И ведь не придерешься, хотя всем понятно, что эта разница оседает за границей», — отмечает Осадчий. «Статистка по бегству капитала в России если и есть, то лежит она не в общедоступном месте, видимо, чтобы бизнес и народ не пугать. А делать выводы об общем объеме выведенного капитала по двум точкам прогноза Центробанка — с 8,7 млрд долларов до 22 млрд — некорректно. Быть может, лет пять или десять назад эти цифры были еще больше», — считает независимый эксперт рынка доверительного управления Дмитрий Сусанов. Он говорит, что за свой долгий опыт работы в финансовом секторе неоднократно обращался в ЦБ и Минфин с различными запросами. «Ответов не получал», — отмечает эксперт. Максим Осадчий напоминает, что Россия занимает 154 место в рейтинге наиболее коррумпированных стран (так называемый индекс восприятия коррупции). «Нашей стране нужно не ставить барьеры на пути потоков капитала из страны, а повышать ее привлекательность. Пока же мы находимся в такой ситуации, при которой при росте дефицита бюджета вполне вероятно повышение налогов на бизнес. А повышение налогов однозначно приведет к дальнейшему бегству капитала из страны», — считает Осадчий. «Какой смысл платить налоги если ты не видишь от них отдачи?» — задается вопросом Дмитрий Сусанов. Он напоминает, что в арабских странах, например, в Эмиратах, все личные автомашины местное население держит открытыми, и никто ни из них ничего не крадет, ни машины не угоняет. Это все потому, что за воровство отрубают руку. «Конечно, если у нас рубить за мелкую кражу руки, то больше половины страны будет ходить однорукими, но проблему это не снимает — государство должно само на уровне чиновников взяток не брать и воспитывать новые поколения людей, взяток не берущих. Но я не сомневаюсь в одном — таких поколений должно смениться три или пять, и это автоматически покончит с бегством капитала. А пока не уйдут поколения воров и взяточников — все нормальные бизнесмены будут стараться обезопасить свои средства, выводя их за рубеж», — говорит Дмитрий Сусанов. |
Другие новости по теме:
|
Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей
|
|