фото: ИТАР-ТАСС Тему сбоев подачи электричества в Подмосковье подробно обсудили в конце прошлого и начале нынешнего года. Но вкратце напомним. В конце декабря прошлого года такое редкое для Московской области явление, как ледяной дождь, за несколько дней оставил без электроэнергии более 200 тысяч жителей в 790 населенных пунктах. Многие из них встречали Новый год в буквальном смысле при свечах, поскольку других источников освещениях у них не было. В январе ситуация усугубилась, так как из-за падения деревьев продолжались обрывы ЛЭП. Из-за повреждений ЛЭП полностью было отключено электроснабжение крупнейшего московского аэропорта “Домодедово”, что привело к массовым задержкам авиарейсов. Введенный 2 января режим чрезвычайной ситуации в ряде районов сохранялся до марта. По данным холдинга МРСК, в результате общая сумма ущерба от ледяного дождя составила 1,77 млрд. рублей. Коллапс наглядно продемонстрировал степень изношенности электротехнического оборудования, которую международные эксперты оценивают в среднем по России в 65%. Энергетики согласны: единственный путь избежать повторения предновогоднего сценария развития событий — замена электросетей. Однако этот дорогостоящий проект не может быть реализован быстро. Ситуация осложняется тем, что после реформы электроэнергетической отрасли 2008 года разные ЛЭПы находятся в ведении разных организаций, а сам рынок генерации и сбыта электроэнергии представляет собой довольно пестрый ковер. В феврале министр транспорта Игорь Левитин выступил с докладом о причинах предновогоднего электроэнергетического коллапса. Досталось всем, ведь отключения электроэнергии носили массовый характер. “Но к проблемам аэропорта “Домодедово” мы не имеем отношения”, — заявили “ЭВ” представители Московской объединенной сетевой компании (МОЭСК), которая является владельцем подмосковных ЛЭП. Они также поведали о том, как компания планирует противостоять возможным коллапсам в будущем. Основных направлений работы два. Первое — это замена старых проводов на более современные, так называемые “самонесущие изолированные провода” (СИПы). Они продолжают работать даже после падения на него дерева. По оценкам экспертов, в России сейчас только 5% таких проводов, а в московском регионе — не более 8%. В Подмосковье энергетики планируют заменить все провода в течение пяти лет. Стоимость проекта оценить они пока затрудняются, однако в среднем, по разным подсчетам, прокладка одного километра воздушных ЛЭПов обходится в 20—25 млн. рублей. Финансирование работы является основной проблемой в реализации планов МОЭСК. Известно, что частный бизнес неохотно вкладывает деньги в “долгие” инфраструктурные проекты, из-за чего нагрузка ложится на рядовых граждан. В прошлом году тарифы на электроэнергию поднялись на 15%, с начала этого года — еще на 10%. Второе направление “профилактики” коллапсов — расширение просек линий электропередачи для того, чтобы деревья не заваливались на провода. Губернатор Подмосковья Борис Громов сообщил, что работы в этом направлении уже активно ведутся и будут продолжены летом. По словам гендиректора МОЭСК Андрея Коновалова, начиная с 26 декабря уже вырублено порядка 300 тысяч деревьев. “Всего на подготовку к осенне-зимнему периоду 2011/12 гг. компания выделяет 35 млрд. рублей, объем ремонтного фонда вырос на 700 млн. рублей”, — сообщил он. Еще менее предсказуемой остается ситуация с электроэнергоснабжением транспортных узлов, в частности аэропортов. Похоже, что для ее решения необходимо будет вносить изменения в отраслевое законодательство. Как неоднократно заявляли и глава Минтранса, и мэр Москвы Сергей Собянин, к таким важным объектам, как аэропорты, электроэнергия должна подводиться под землей. К тому же они должны быть обеспечены собственными запасами электроэнергии. Однако аэропорты, в частности “Домодедово”, пробелов в своей работе не видят. Как сообщается на сайте аэропорта, “все кабельные линии от двух питающих подстанций МОЭСК к аэропорту проведены под землей”, а все объекты аэропорта “Домодедово” “соответствуют действующим нормам по электроснабжению”. Как пояснила пресс-служба аэропорта, “наличие автономных резервных источников электроснабжения аэровокзального комплекса попросту не предусмотрено в отраслевых нормативных документах”. Что касается затрат, то “зарыть провода” под землю стоит, по оценкам самих энергетиков, на порядок больше, чем тянуть их по воздуху. К тому же, например, в Москве сделать это попросту нереально из-за того, что земли и так изрыты коммуникациями. |