Сначала немного личного. В прошлом году оформлял шенгенскую визу. А там — 6 фотографий. Ну, думаю, уж это-то не проблема: вон фотобудки на каждом углу. И на каждой написано: “Фото на загранпаспорт”. Наивный! В оформлении визы мне дважды отказали, и все из-за неподходящего фото. Под реальной угрозой была зарубежная поездка. В конце концов друзья подсказали фотоателье в переулках рядом с метро “Проспект Мира”. Пришел и обомлел: фотограф был стареющим хиппи. Однако фотографии (готовые, кстати, через 40 минут) строгим требованиям европейских чиновников удовлетворили… Знакомая ситуация, не правда ли? Казалось бы, фотоуслуг в Москве много. Но найти качественные сложно. Меж тем спрос не просто есть: в мегаполисе он будет всегда. По сравнению с советским временем количество документов, которыми обладает средний москвич, увеличилось на порядок. Одни зарубежные поездки чего стоят. И в каждом документе — фото. Так что потенциальным рынком фотоуслуг можно смело считать все население мегаполиса. Ведь за границу вывозят даже детей, и, соответственно, их фотографируют. Качество услуг зависит не только от оборудования фотоателье, но и от профессионализма снимающего. Фотограф не обязательно должен быть хиппи, но за требованиями к снимкам в различных инстанциях следить обязан. Так, чтобы клиенту достаточно было сказать “фото на шенген” и получить соответствующий продукт за свои деньги. В последнее время возник новый круг потребителей фотоуслуг. Артисты и фотомодели (одно название чего стоит!) всегда нуждались в студийном портфолио. Но сейчас это стало верхушкой айсберга. Теперь портфолио требуют при приеме на работу во многих сферах. Даже от кандидатов на должности продавцов и кассиров в сетевых супермаркетах теперь требуют портфолио в 3—4 фотографии. С объяснением: наши продавцы должны выглядеть прилично. Как ни странно, прошедший кризис сыграл на руку малому бизнесу в этой сфере. Дело в том, что “упал” рынок рекламы в печатных СМИ. А сами СМИ, столкнувшись с сокращением рекламных доходов, провели сокращение штатов. На рынок вышло немалое число профессиональных фотографов с большим опытом. Некоторые малые СМИ даже полностью разогнали собственные фотослужбы, предпочитая отдавать эти услуги на аутсорсинг — вот еще один тип ваших заказчиков. У большинства уволенных из СМИ фотографов за время работы накопилось собственное оборудование. Фанаты фотографии — они такие: скорее предпочтут голодать, чем продадут любимого переносного “фотомонстра” стоимостью полмиллиона руб., а то и больше. Малый предприниматель может заманить их к себе, а “монстра” получить в качестве бесплатного приложения. Еще одним плюсом открытия собственного фотоателье является малый размер требуемого помещения. Для начала подойдет 20 кв. м. Но будьте осторожны: как известно, в Москве сейчас проходит очередная кампания по сносу киосков и палаток. Так что открывать фотопалатку, видимо, не стоит. Если предлагают такой вариант — лучше не торопиться и выждать хотя бы до Нового года. Кроме того, требования СЭС к фотоателье не так строги. Обязательно наличие воды и канализации (вероятно, оборудование у вас все-таки будет не цифровое, а аналоговое, а значит, вы будете использовать проявитель), а также электричества. Обратите внимание на проводку: у вас мощные осветители. Мало того что они “едят” много киловатт по счетчику, так еще и могут перегреть проводку, вызвать короткое замыкание и пожар. Даже если найденное вами помещение формально удовлетворяет всем требованиям СЭС и пожарной безопасности, не грех самостоятельно проверить проводку еще раз. При необходимости заменить (за свой счет, разумеется). В остальном наиболее подходящее для фотоателье помещение — это подвал. И здесь не нужно гнаться за пресловутой “проходимостью”. Конечно, на бойком месте ваши доходы будут выше. Однако главный упор следует сделать все-таки на качество услуг. Москвичи уже “наелись” продукцией дешевых фотобудок, с которой дают от ворот поворот в посольствах и инстанциях. Если у вас приличное качество, то рекламная стрелочка на оживленной улице людей к вам приведет. А стоимость “стрелочки” очевидно меньше стоимости аренды на бойком месте. Тут важна психология: самое срочное фото — час времени. Это вам не фастфуд на 15 минут. За часовым делом житель мегаполиса покинет оживленную улицу и пойдет в переулок, в ваш подвал. За 15-минутным — не пойдет. Чем “берут” фотобудки? Не только низкой ценой, но и моментальностью услуги. На них так и написано: “моментальное фото”. Потому-то они и расположены в оживленных местах: за 5-минутным делом клиент тоже далеко не пойдет. В фотобудках мы все бывали: примитивный цифровой аппарат, занавесочка — вот и все оборудование. Стоимость такой “матчасти”: 40 тыс. руб. (сам фотоаппарат) + 15 тыс. руб. (стол, стул и шторы) = 55 тыс. руб. Зато стоимость аренды высока: в проходном месте (а в других ставить фотобудки бессмысленно) она составляет 150—200 тыс. руб. в месяц за будку площадью 3 кв. м. Итого: этот вариант организации фотодела в Москве потребует первоначальных вложений порядка 600—700 тыс. руб. Потому что аренда будет за 3 месяца вперед (на бойких местах так, даже после кризиса). Это потребует 450—600 тыс. руб. сразу. Плюс оборудование (55 тыс. руб.). Плюс зарплата фотографа (он же приемщик заказов) — 40 тыс. руб. Плюс расходы на регистрацию (20 тыс. руб.). Вот и выходит около 700 тыс. руб. Ежемесячные расходы составят около 200 тыс. руб. (аренда и зарплата). Кстати, ни один профессиональный фотограф в будку сидеть не пойдет — они считают это ниже своего достоинства (и справедливо). Так что при поиске персонала легко можете нарваться, например, на запойного пьяницу. Со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, ваша будка работает без выходных (см. ниже), а человек — нет. Поэтому, видимо, придется брать двоих. Что увеличит расходы на зарплату и риски недобросовестности персонала. При средней стоимости заказа в 100 руб. точка окупаемости предполагает 2 тысячи клиентов в месяц. Или 67 клиентов в день, если без выходных. Или 6—7 клиентов в час при 12-часовом рабочем дне. И это только точка окупаемости. Чтобы “отбить” первоначальные вложения в 700 тыс. руб., скажем, за два года, ежедневное количество клиентов должно увеличиться до 80. Очень просто: 700 тыс. руб. делим на 720 рабочих дней, получаем около 1000 руб. в день дополнительно. А это 10 клиентов. Итого 67+10=77 человек в день нужно обслужить. Это как минимум. Лучше брать 80 в день, потому что за два года и аппарат может сломаться, и фотограф-приемщик — уволиться. Кроме того, есть еще расходы на налоги (15—20 тыс. руб. в месяц), которые увеличат необходимый вам поток клиентов до 82—83 человек в день. Справитесь? Сомнительно. О качестве фотоуслуг в будках мы уже говорили. Можно дополнить профессиональным анекдотом: “Почему на гербе орел двуглавый?” — “А когда его на паспорт снимали, он головой вертел”. Как бы и клиентам фотобудок на снимках двухголовыми не получиться… Видимо, время фотобудок все-таки проходит. Во-первых, отсутствие качества (в условиях будки его не добиться, как бы вы ни старались). Но самое главное — отсутствие перспектив. Во что может развиться фотобудка, даже если она приносит прибыль? Ни во что, потому что любое развитие предполагает увеличение площади. Вас просто задавят арендой. А выкупить не дадут: кто же даст выкупить точку на бойком-то месте. Кроме того, это в-третьих, вы полностью зависимы от арендодателя. Вот решит он завтра, что на бойком месте выгоднее ставить не фото, а например, цветочный киоск, — и пойдете вы на улицу с минус 700 тыс. руб. в дырявом кармане. Или, хуже того, чиновники решат, что именно ваша фотобудка “портит вид на памятник и мешает проходу людей”. Результат — тот же. Немало малых предпринимателей предпочли легкий путь и разорились подобным образом. В том числе и на фотоуслугах. Есть ли выход из заколдованного круга? Есть! Он в организации полноценного фотосалона. Как уже отмечалось, для этого вам нужен подвал в 20 кв. м. В этом случае у вас сразу меняются отношения с арендодателем. Владелец площади на проходном месте прекрасно знает, что, выгони он вас, завтра к нему придет другой желающий (место-то бойкое). А кому, кроме вас, нужен подвал? Какой бизнес в нем можно устроить, учитывая строгие требования СЭС и пожарного надзора? И сколько (месяцев) придется ждать другого арендатора, если вы оттуда съедете? Владелец подвала постоянно задает себе эти вопросы. И ответы — в вашу пользу. Потому и платить за свои 20 кв. м вы будете 50—60 тыс. руб. в месяц. А арендодатель будет этим, как говорится, премного доволен и не будет особо зверствовать в смысле повышения арендной платы. Это дает вашему бизнесу перспективы. Зато придется повозиться с оборудованием. Для полноценного фотосалона нужно оборудование двух видов: цифровое и аналоговое. Цифровое будет использоваться для стандартных и быстрых снимков “на паспорт” и “на удостоверение (пропуск)”. Такие клиенты тоже будут. Они платят мало, зато их очень много. Аналоговое оборудование будет использоваться для всего, что в входит в понятие “художественная фотосъемка”. Начиная от портретов детей, портретов на свадьбах и похоронах (заказывают и такое) и заканчивая портфолио. Этих заказчиков на порядок меньше, но и цены гораздо выше. Например, выезд фотографа на свадьбу оплачивается из расчета 3000 руб. в час. А свадьба длится часов 5 — вот и считайте. Изготовление же стандартного портфолио (8 фото) в различных салонах стоит от 4500 руб. до 6000 руб. Тоже “вкусно”, хотя работать с клиентом (чаще — с клиенткой) предстоит часа 3—4. Поэтому обычно съемки портфолио назначают на вечер. Иногда бывают портфолио с выездом к клиенту — это “золотые” заказы. Но прежде чем малый предприниматель в сфере фотоуслуг дойдет до такого уровня, ему надо оборудовать и “раскрутить” свой фотосалон. По стоимости аналоговое и цифровое оборудование почти сравнялись. Разброс цен, так же как и ассортимента, велик. Полностью (с доставкой и установкой) оборудовать фотостудию вам могут предложить за $20 тыс., а могут и за $200 тыс. Здесь очень много профессиональных тонкостей, и разумным представляется путь не “от оборудования”, а “от человека”. Либо сам предприниматель должен быть фанатом фотографии, либо ему необходимо найти профессионала, который будет на оборудовании работать. И ходить выбирать оборудование вместе с ним. Аппетиты профессионала надо мягко ограничивать, но без него вы рискуете омертвить деньги в различных приборах непонятного для неспециалиста назначения. Кроме того, у специалиста наверняка есть свое оборудование, а также контакты тех, кто продает оборудование б/у. В сфере фото б/у не является синонимом второсортности. Даже наоборот: аппараты, показавшие себя в работе, иногда ценятся выше новых (где могут быть скрытые дефекты оптики, например). Но цены на б/у все-таки ниже, чем на новое. В целом можно считать, что за $20 тыс. (или за 600 тыс. руб.) вы сможете оборудовать фотостудию до рабочего состояния. Первоначальные затраты на фотосалон составят 600 тыс. руб. (оборудование) + 100 тыс. руб. (аренда за два месяца) + 50 тыс. руб. (ремонт) + 20 тыс. руб. (регистрация предприятия) = около 800 тыс. руб. Особо хочется сказать о зарплате. Вам нужен профессионал. Конечно, он попросит 50—60 тыс. руб. в месяц. С другой стороны, фанаты фото иногда предпочитают работать бесплатно, лишь бы снимать. Да еще на хорошем оборудовании, которое вы же вместе с ним и купили. Поэтому зарплату за первый месяц в первоначальные расходы можно не включать. Ежемесячные расходы на фотосалон составят 60 тыс. руб. (аренда) + 80 тыс. руб. (зарплата: если хотите работы без выходных, то профессионалу за 50 тыс. руб. в месяц потребуется помощник за 30 тыс. руб. в месяц) + 30 тыс. руб. в месяц (налоги и прочие административные расходы вроде бесплатной съемки семейства префекта на даче) + 10 тыс. руб. в месяц (амортизация оборудования, оно у вас сложное) + 10 тыс. руб. в месяц (расходные материалы). Итого: 240—250 тыс. руб. в месяц. Десяток клиентов в день придут в ваш фотосалон делать фотографии на паспорт и пропуск. За них вы берете не 100 руб., а 150 руб., потому что вы — салон и “двухголовых орлов” не делаете. Это даст 1500 руб. в день, или 45 тыс. руб. в месяц. Кроме того, примерно раз в день к вам придет клиент (или клиентка) с более серьезными, портретными запросами. Он сделает фотопортрет, который стоит 1,5—3 тыс. руб. Это даст еще 45—90 тыс. руб. в месяц. Раз в неделю к вам обратятся желающие запечатлеть событие (свадьбы, рождения, похороны). Это даст вам 15 тыс. руб. в неделю, или 60 тыс. руб. в месяц. Кроме того, два раза в неделю к вам обратится клиент (или клиентка) с заказом мини-портфолио (например, для сайта знакомств). За это вы попросите и получите около 6 тыс. руб. Это даст еще примерно 50 тыс. руб. Таким образом, на заказах основного потока вы получите около 230 тыс. руб. в месяц дохода, то есть практически достигнете точки окупаемости. Это то, что вы получите сидя сиднем, просто “под вывеску”. Дальше начинаются тонкости, связанные с рекламой. Школьники и их родители любят фотографироваться — отправьте помощницу вашего фотографа по школам. Фирмы в округе любят организовывать вечеринки сотрудников — предложите им свои услуги. Да и от рекламных фотографий своей продукции эти фирмы не откажутся, а для вас это обернется дополнительным доходом. Затем — сайт. Если вы хотите, чтобы количество заказов дорогостоящих портфолио увеличилось, рекламируйте себя в Интернете. Это просто и первоначально почти не требует затрат. Просите клиентов указывать, что их портфолио сделано у вас. А на своем сайте повесьте рекламу вида: “Клиентка такая-то; заказала у нас портфолио, которое разместила на сайте знакомств. Через месяц вышла замуж”. Эти почти не требующие затрат усилия позволят вам поднять доходность вашего фотосалона до 300 тыс. руб. в месяц. И, соответственно, окупить его примерно за год. Дальнейшее развитие связано с новым оборудованием. Простая установка в салоне ксерокса (и предоставление копировальных услуг) уже даст дополнительный доход. К вам приходят люди, которым требуется фото на документы. Часто им требуются еще и копии этих документов. Даже у небольшой студии потенциал дополнительных услуг велик. Но это уже не старт-ап, с которым вы закончили. |