фото: Кирилл Искольдский Напомним, что в октябре 2010 года после избрания Сергея Собянина мэром Москвы президент Дмитрий Медведев поставил перед ним задачу решить проблему пробок в московском регионе совместно с Минтрансом и администрацией Подмосковья. В конце декабря мэрия опубликовала в Интернете собственный план борьбы с заторами, получивший название “собянинский”. В нем перечислены три приоритетных для властей направления — строительство новых дорог, развитие всех видов общественного транспорта и внедрение интеллектуальной системы управления автомобильными потоками. Однако этот план — только часть масштабного проекта по улучшению транспортной ситуации во всей столичной агломерации, за разработку которого отвечает Минтранс. В середине февраля ведомство представило столичным властям первую редакцию “Программы развития транспортного комплекса московского региона на период 2011—2015 гг. и на перспективу до 2020 года”. Заглянув в расчеты, московские чиновники пришли в состояние шока: из 6,8 трлн. руб., которые нужны для борьбы с пробками, 3,7 трлн. предполагается взять в городском “кармане”. В обоснование своих запросов авторы документа рисуют следующую безрадостную картину: Москве не хватает 350—400 км дорожной сети и не менее 100 км метрополитена, со значительными перегрузками работают все линии подземки, кроме двух, средние затраты времени на поездку по городу вместо нормативных 45 мин. выросли до 65 мин., на 1 кв. м вагона в часы пик вынуждены передвигаться 6 пассажиров и т.д., и т.п. В соседнем регионе ситуация не лучше. Более того, 68% пассажиропотока между Москвой и Подмосковьем приходится на въезд в город с утра и выезд вечером. Иными словами, пробки на вылетных магистралях в большей степени создают не москвичи, а жители области. Они же активно штурмуют конечные станции столичной подземки и рейсовые автобусы. Однако в распределении финансовых потоков этот паритет соседних регионов почему-то никак не соблюдается. На долю Подмосковья в общем объеме стоимости “антипробочной” программы приходится всего 1,5% (!) расходов, или 105,8 млрд. руб. На улучшение транспортной ситуации в агломерации Минтранс планирует взять у государства 2,2 трлн. руб., еще почти 600 млрд. руб. “повесить” на инвесторов. Больше всего инвестиций, по мнению разработчиков документа, понадобится на развитие автомобильных дорог — 3,376 трлн. руб. При этом доля федерального бюджета составит 1,2 трлн. руб., Москвы — 1,9 трлн. руб., Подмосковья — 47 млрд. руб., внебюджетных источников — 115 млрд. руб. В Минтрансе считают, что столица способна сама оплатить все мероприятия по строительству и реконструкции улично-дорожной сети города. Никакое федеральное софинансирование на эти цели в программе не предусмотрено. 570 млрд. руб., по расчетам ведомства, Москва должна потратить на сооружение новых радиальных магистралей (Северной рокады, Северного дублера Кутузовского проспекта, дублера Варшавки и т.д.), 1 трлн. руб. вложить в новые кольцевые и поперечные трассы (в частности, ЧТК) и порядка 400 млрд. направить на повышение пропускной способности УДС (расширение трасс, создание заездных карманов, дополнительных развязок и т.д.). В соседнем Подмосковье основную долю расходов Минтранс рассчитывает навязать Минфину: 360 млрд. руб. государство, как ожидается, вложит в строительство ЦКАД, 19,5 млрд. — в реконструкцию Малого московского кольца, более 230 млрд. планируется изыскать на строительство и реконструкцию дорог регионального значения. Развитие метрополитена Минтранс также считает на 100% ответственностью столичных властей. Согласно транспортному плану основные ветки подземки должны в среднесрочной перспективе прийти в область, но на затратах подмосковной администрации это никак не скажется. Весь объем финансирования в размере 1,6 трлн. руб. (!) записан на московский бюджет. До 2016 года столичные власти должны завершить формирование действующей радиально-кольцевой системы метрополитена (расчетные расходы — 283 млрд. руб.) и обеспечить строительство двух новых диаметров — Солнцевского (114,8 млрд. руб.) и Калининского (133,7 млрд. руб.). После чего основным приоритетом метростроителей станет создание новой экспрессной системы с увеличенными перегонами и повышенной скоростью движения поездов, на что потребуется порядка 750 млрд. руб. За счет московских налогоплательщиков к 2020 году голубые экспрессы должны добраться до Мытищ, Люберец, а также населенных пунктов Ленинского района МО. Вместе с тем в Минтрансе не скрывают, что источники финансирования транспортной программы агломерации пока определены ориентировочно и должны быть подтверждены самими распорядителями средств, т.е. Минфином, правительством Москвы и администрацией области. “Для Москвы согласиться на расчеты ведомства будет полным безумием, — считает источник “ЭВ” в горадминистрации. — Это значит полностью переформатировать бюджет, минимизировать социальную поддержку граждан и все доходы вбухивать в транспортную сферу”. Он напоминает, что перед отставкой Юрий Лужков просил Владимира Путина выделить средства на решение транспортных проблем московского региона. Тогда вся программа, также написанная при участии Минтранса, оценивалась в 4 трлн. руб. Получается, что за несколько месяцев аппетиты выросли в 1,7 раза. Официально столичные власти предложения Минтранса пока не комментировали, однако, судя по некоторым заявлениям чиновников, стопроцентной поддержки они не получат точно. В частности, зам. мэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин на днях сообщил, что город решил не вкладывать 100 млрд. руб. в строительство Северного дублера Кутузовского проспекта и не достраивать Четвертое транспортное кольцо (обе трассы были включены в расчеты Минтранса). Когда все заинтересованные стороны согласуют свои позиции по объемам финансирования, программа развития транспортного комплекса московского региона до 2020 года будет представлена президенту Медведеву. |