— Как сказался кризис на туротрасли Парижа? — Это был худший из кризисов. У нас стало меньше туристов из США и Англии. 17 миллионов туристов ежегодно посещают Париж. На первом месте среди иностранных гостей всегда были американцы, затем шли англичане, японцы, немцы, итальянцы и испанцы. В 2010 году рынок наконец-то пошел вверх, и сегодня у нас уже 400 тысяч туристов из России (почти в два раза больше, чем в 2009-м). Общий же рост на въездном рынке сегодня составляет 10%. Туристы по-прежнему приезжают в наш город на шопинг, за искусством и за гастрономией. Как известно, в Париже нет торговых центров, у нас есть большие магазины и торговые улицы. Сейчас эти улицы обновляются, оживают, там открываются новые бутики, кафе. Одновременно у нас в этом году появились представительства рынков стран, граждане которых раньше мало путешествовали, — Бразилия, Мексика, Индия, Корея. Огромными темпами развивается китайский рынок, но они берут туры без ночевок в Париже. Кризис позволил нам развить новые виды деятельности. Например, гиды учат новые языки — русский, японский, китайский. А не только английский, как раньше. Изменилась и сама профессия экскурсовода. Теперь у них есть узкая специализация, например, гид по конкретному району или гид по магазинам, он узнает, на какую сумму вы хотите совершить покупки, и порекомендует вам нужные магазины, чтоб вы не тратили зря время. Если раньше был просто экскурсовод по Лувру, теперь у нас все экскурсии тематические: “Лувр и гастрономия”, “Эротика и Лувр”. Такие экскурсии очень востребованы. Еще одна тенденция — стало больше индивидуальных туров. Людям все чаще хочется персонального сервиса, знакомства с городом, а не группового. Новинки рынка — мастер-классы от известных мишленовских шеф-поваров для туристов. А знаменитые бутики устраивают приват-кабинеты, где можно спокойно изучить всю коллекцию. Кутюрье приглашают туристов на свои производства. Это очень популярные экскурсии. В городе заработала система бесплатных велосипедов. Вы можете взять в любом из 1500 пунктов велосипед на полчаса. Для этого надо лишь приложить к считывающему устройству на стоянке специальную карточку (ее можно купить в отелях или на остановках). К концу 2011 года появятся электромобили. Примерно в таком же формате, как и велибы — городские велосипеды. Можно будет их арендовать и кататься по городу. — Парижские музеи не боятся конкуренции с Интернетом? Ведь сегодня многие шедевры можно посмотреть в Сети. — Это правда, но пока еще Париж занимает первое место по развитию музеев. У нас постоянно открываются новые выставки, и мы стараемся привлекать в музеи молодежь. К тому же “Мона Лиза” — по-прежнему самый посещаемый шедевр в мире. И как бы то ни было, существует список мест и вещей, на которых мы хотим “поставить галочку”: видел, был. Кстати, 2009 и 2010 годы показали рост интереса к музеям. — В вашем городе появились азиатские цепочки отелей, такие, как “Шангри Ла”, “Мандарин Ориентал” и т.д. Не изменят ли они облик Парижа? — Нет, они не портят облик города и для имиджа Парижа играют только позитивную роль. Кроме того, они привлекут еще больше туристов и дадут много рабочих мест. Тот же “Шангри Ла” пригласил на работу 400 человек, а для города, где нет тяжелой промышленности, где туризм — основной вид деятельности, это очень ценно. фото: Сергей Иванов Что касается гостиниц вообще, сейчас большим спросом пользуются роскошные отели, которые соревнуются между собой в услугах, предоставляемых клиентам. Но во время кризиса открывалось много экономичных отелей, это тоже тренд. Появились даже “персональные” отели. На Монмартре есть гостиница, в которой всего одна комната. Ночь обойдется вам в 150 евро. А в апреле откроется новый пятизвездочный отель-бутик цепочки Maison Champs-Elysee. Его дизайн разработан домом Мартина Маргела, одевающего Леди Гагу, Анджелину Джоли и других звезд. В отеле всего 50 комнат, а стоимость размещения начинается от 500 евро. Несмотря на столь высокие цены, первые российские туристы уже забронировали там номера. — Путешественники из России изменились за эти годы? — Да, 10 лет назад это были семьи с детьми, которые тратили очень много денег. Сейчас это более молодые люди, образованные, самостоятельные, которые часто бронируют отели и экскурсии через Интернет, много путешествуют и нацелены на культуру, а не на шопинг. — Генконсул Франции недавно заявил, что визы для россиян во Францию могут отменить в ближайшие два года… Это реально? И поможет ли это туротрасли? — Наш опыт показывает, что отмены виз или мультивизы не влияют на турпоток. Если он и раньше был небольшим, он не увеличится намного. Я был бы счастлив, если бы между нашими странами существовало безвизовое соглашение. Но отмена виз — это в первую очередь вопрос безопасности страны. И, к сожалению, не нам решать, отменять визы или нет. Сегодня росту потока туристов из России мешает двустороннее соглашение между Москвой и Францией, по которому невозможно отправлять чартеры из Москвы во Францию. Но в этом году два крупнейших перевозчика добавят на нашем направлении новые рейсы. Надеюсь, россиян станет больше. — Раньше в Париже существовали специальные курсы для тех, кто работает с российскими туристами. На них, в частности, рассказывали, что русские клиенты требуют, чтобы им постоянно меняли пепельницу. Существуют ли такие курсы сейчас? — Да, и сейчас такие курсы тоже есть, они предназначены для самых активно растущих рынков. На них можно узнать особенности культуры, менталитета туристов той или иной страны. Сейчас о россиянах мы уже знаем много, а вот такие рынки, как Китай, Индия, Корея, Бразилия, нами активно изучаются. — Кризис изменил жизнь парижан? — Цены во Франции очень упали в 2009 году, а в 2010-м вернулись на докризисный уровень 2008 года. Сами парижане стали больше ездить. Сегодня мы достигли уровня 2007 года, в тратах в том числе. В Париже 18 тысяч ресторанов, и каждый день открываются новые. Последняя тенденция — молодые, но уже известные шефы уходят из престижных ресторанов и открывают собственные небольшие заведения с гастрономической кухней, но при с очень демократичной атмосферой и обслуживанием. Цены в них тоже очень доступные — от 25 до 40 евро. Но рассчитаны эти рестораны всего на 20—30 посадочных мест. И так как пользуются огромной популярностью, туда сложно попасть. Важно первым узнать о новом заведении, чтобы успеть попробовать фирменные блюда шефа. В таких местах легко встретить постояльцев самых дорогих отелей города. Я сам тоже люблю такие заведения. Мой любимый — “Пассаж 53”. — Вы живете в самом центре Парижа. Как изменился город за последнее время? — Париж стал менее загрязненным. Появились новые парки, город стал более зеленым. Я лично сам езжу на работу на велосипеде. Мне нравится, что Париж не законсервирован, и в то же время во Франции по закону любое архитектурное сооружение до 105 метров высотой должно соответствовать исторической архитектуре города. Существует специальный институт, который следит за этим. Год назад внутри кольца запретили строить здания выше 37 метров. Небоскребы разрешены только в восточной части города. — Этой зимой Ницца объявила себя… гей-курортом. Это маркетинговый ход? — Париж такой ход точно никогда не использует. Он слишком разнообразный и разносторонний, чтобы заниматься только одним сектором. Да и в любом другом городе каждый турист может найти что-то интересное для себя. Так что нельзя зацикливаться на чем-то одном. — Ваши любимые места в Париже? — Я поклонник продуктовых рынков. Обожаю приходить туда утром, выбирать свежую рыбу, овощи, зелень. Еще люблю малоизвестные музеи. Могу порекомендовать один — он называется Музей романтической жизни. Находится в 9-м округе, к северу от магазинов. Вход туда бесплатный, а сам он находится в очень красивом саду с маленьким чайным салоном. Там нет очередей и толпы и можно спокойно посмотреть экспозицию, а потом попить чай в саду. Очень романтично, правда? |