фото: Кирилл Искольдский Пока что данные официальной статистики выглядят более чем оптимистично. По подсчетам Росстата, за последнюю неделю в Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин снизились на 3% и 1,5% соответственно. В целом же по стране стоимость литра бензина упала примерно на 1—1,5 рубля за литр. Например, литр бензина А-76 сегодня обходится в среднем в 21,57 рубля по сравнению с 22,16 рубля в начале февраля, А-92 — в 23,46 рубля против 24,25 рубля. Средняя стоимость литра А-95, по оценке главного статистического ведомства, упала с 26,21 рубля до 25,48 рубля. Почти на рубль подешевело и дизельное топливо — с 24,75 рубля до 23,85. В целом неплохо. Но причины положительной для потребителя ценовой динамики, к сожалению, далеки от чисто экономических. Еще 9 февраля на совещании по результатам работы ТЭК в 2010 году премьер Владимир Путин заявил о необходимости стабилизации топливного рынка и “наведении порядка” на нем. Очевидно, для того, чтобы нефтяные компании особо не затягивали, премьер также подключил Федеральную антимонопольную службу (ФАС). “Даю поручение ФАСу незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо”, — заявил Путин. С одной стороны, желание правительства “приструнить” нефтяников выглядит вполне логично. Российским потребителям литр бензина обходится в среднем на 30 центов дороже, чем, например, американским. А ведь уровень жизни в США значительно выше, чем в нашей стране. По подсчетам аналитиков рынка, среднестатистическая российская семья с доходом 17 тысяч рублей на человека, вынуждена тратить на бензин до 10% семейного бюджета. “С одной стороны, я согласен с той же ФАС, что цены на бензин у нас явно завышены, — говорит президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. — Другое дело, что у нас в структуре цены на моторное топливо 60% занимают налоги. А в тех же США налоги занимают всего 15—17%”. Правда, всякий раз, пытаясь административными методами повлиять на ценообразование на рынке, чиновники, как правило, в подобные тонкости не вникают. Следствием столь поверхностного и сугубо административного управления рынком является тот факт, что, не успев немного понизиться, цены на топливо вновь ползут вверх. Напомним, что в 2008—2009 годах после ряда весьма резких заявлений со стороны властей ФАС провела две серии весьма шумных антимонопольных разбирательств в отношении нефтяных компаний. Общая сумма претензий антимонопольщиков к нефтяникам по итогам “первой волны” разбирательств поначалу составила 26 млрд. рублей. Однако впоследствии размер штрафов был частично оспорен в суде, а в некоторых случаях ФАС даже пошла на заключение мировых соглашений. В результате с нефтяных компаний в общей сложности взыскали лишь 15 млрд. рублей. “В последние годы действия ФАС были, с одной стороны, достаточно активными, но с другой — малорезультативными. Все предъявленные претензии были мало доказуемы, поэтому в судах они оспаривались. Кончилось все это заключением мировых соглашений, и от баснословных штрафов, которыми вначале грозила антимонопольная служба, осталось совсем немного”, — говорит Геннадий Шмаль. На поверку оказывается, что для потребителей подобные разбирательства и вовсе оказались бесполезными. Цены на топливо, хотя и немного снизились, но произошло это вовсе не благодаря усилиям антимонопольного ведомства. “Попытки правительства снизить цены в 2008—2009 годах имели успех скорее с точки зрения грамотного пиара, — рассуждает директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов. — Заявления о том, что топливо должно дешеветь, были сделаны на пике цен, когда было ясно, что снижение все равно произойдет. Может быть, и сейчас был такой же расчет: экономические и статистические ожидания шли к тому, что, может быть, пойдет снижение. В этот момент и было заявлено, что цены недопустимо высоки и необходимо их снижать”. фото: Геннадий Черкасов Но использовать объективную рыночную ситуацию для популистских заявлений чиновникам на этот раз не удалось. Причем похоже, что изначально удачный замысел сорвался по досадному недоразумению. “Вообще речь шла только о ценах на зимнее дизельное топливо и авиакеросин. Но, к сожалению, в выступлении нашего председателя правительства прозвучало слово “топливо”. Почему так получилось, мне трудно судить. Но слова прозвучали, и все начали лихорадочно снижать цены”, — поясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Причем проблемы с зимним дизельным топливом в этом сезоне действительно были. Если традиционная разница в цене между зимним и летним дизелем составляла порядка 2 рублей за литр, то в этом сезоне она достигла 8 рублей, что и вызвало пристальное внимание регулятора. “Сейчас цены снизились на 2 рубля, это считается с лихвой. Но антимонопольная служба говорит о том, что снижать надо больше, чтобы вернуться к справедливой разнице между летним и зимним топливом”, — рассказывает Евгений Аркуша. Причиной повышения цен на зимнее дизтопливо и авиакеросин аналитики рынка называют слишком суровую зиму — большинство компаний просто не рассчитывали, что понадобятся такие объемы топлива. Сказалась и рыночная конъюнктура. “Всю осень мировые цены держались на высоком уровне, и компании надеялись, что снижение все-таки произойдет. Но процесс так и не пошел, и это привело к тому, что в конце года пришлось снова повышать цены”, — комментирует Цукасов. Прямая зависимость российского нефтяного рынка от мирового — еще одна проблема, оказывающая негативное влияние на ценообразование. “К сожалению, внутри страны мы не “котируем” нефть, а берем ту котировку, которая есть на мировых сырьевых биржах. Хотя можно было бы и у себя внутри развивать биржевую торговлю, это инструмент, который позволил бы ориентироваться в ценах на внутреннем рынке”, — рассуждает Геннадий Шмаль. А пока же оказывается так, что цены на внутрироссийском рынке работают по принципу сообщающихся сосудов с ценами на рынке мировом. Во многом именно поэтому нынешнее снижение цен на бензин едва ли продлится долго, как бы того ни желали чиновники. “Нефтяные котировки в мире сейчас имеют тенденцию к повышению. Добавьте к этому еще повышение акцизов, рост тарифов на экспортную пошлину, и вы поймете, что снижение на бензиновом рынке — временное”, — констатирует Цукасов. На самом деле покончить с прямой зависимостью от мирового рынка было бы вполне возможно. Но это не выгодно ни нефтяникам, ни чиновникам. Как ни парадоксально, но именно чиновники сегодня заинтересованы в сверхдоходах нефтяной отрасли. Ведь именно нефтяники сегодня на 55% наполняют госбюджет. “Выходит, что все остальные отрасли промышленности, а их больше 100, дают все вместе 45%. Разве это правильно? Надо искать другие формы, в том числе и расширять налогооблагаемую базу”, — отмечает Геннадий Шмаль. Очевидно, однако, что сделать это не так-то просто, да и быстрого практического эффекта от подобных мер получить невозможно. Так что в ближайшие три года правительство будет наступать на те же грабли. В частности, принятые изменения в Налоговый кодекс предусматривают индексацию и увеличение акцизов на нефтепродукты. “Только в этом году налоговая нагрузка на бензин и дизтопливо увеличилась на 2 тысячи рублей за тонну. И увеличение еще будет в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти. Кроме того, растут тарифы на услуги естественных монополий, услуги сторонних организаций, транспортировка и прочее. С начала этого года все примерно уже подорожало примерно на 10%”, — констатирует Евгений Аркуша. Подобное положение вещей создает как бы негласный паритет между чиновниками и участниками нефтяного рынка. В результате начальственные “окрики” о необходимости снижения цен все больше превращаются в декларативные заявления. “Слова — одно, дела — другое. И дела показывают, что цены из года в год будут расти, — резюмирует Евгений Аркуша. — Можно сиюминутно, используя административный ресурс, заставить снизить цены, но бесконечно нельзя его использовать. Потому что налоговая нагрузка растет, чтобы закрывать дыры в бюджете. В правительстве есть противоречие: одной рукой ужесточаем налоги, другой — заставляем снижать цены. Так что все это популистски, в общем-то”. В пользу того, что правительство на самом деле никогда и не собиралось по-настоящему регулировать ценообразование на нефтяном рынке, говорит хотя бы тот факт, что уже не первый год к решению проблем в отрасли подключается именно антимонопольное ведомство. По сути ФАС — регулятор, который лишь борется с последствиями сложившихся тенденций, не устраняя при этом саму причину их возникновения. Простой пример: в тех же США из 1 тонны нефти получают 420 литров бензина, в России — лишь 140. Но подобные вопросы лежат вне компетенции антимонопольного ведомства. “Нужна большая программа модернизации нашей нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности. Потому что те цены, которые сегодня есть, несправедливы для рядовых россиян. Я считаю, что литр 95-го бензина сегодня должен стоить в пределах 17—18 рублей за литр, тогда это было бы как-то приемлемо”, — говорит Геннадий Шмаль. Но чтобы опустить планку до этого уровня, никакого административного ресурса, очевидно, не хватит. |