Не важно в какой форме существуют госпредприятия — как госкорпорации или как ОАО. Точнее разница есть лишь на уровне законодательства. А на уровне реальной работы — никакой. Об этом говорится в докладе по итогам исследования. Главным достижением самого доклада можно считать разделение всех госкорпораций на три типа: «инвестофонды» (Роснано, ВЭБ), «дирекции по реализации программ» (Олимпстрой, Фонд содействия реформированию ЖКХ, АСВ) и «промышленные госкорпорации» (Ростехнологии, Росатом и примкнувшие к ним государственные структуры типа Объединенной авиастроительной корпорации, Роснефти и т.д.). Именно последнему типу и было уделено основное внимание исследователей. Правда, они считают, что, несмотря на трехлетний срок «массового» существования госкорпораций, говорить об их экономической эффективности рано. А сосредоточится нужно хотя бы на том, насколько успешно и эффективно реализована реструктуризация активов, собранных под их крыло. Выяснилось, что и с этим дело обстоит неважно. Реально стратегий развития сформирована только в Росатоме, который уже переходит к реализации поставленных перед ним задач. «Ростехнологии, несмотря на очевидные успехи отдельных проектов, так и не презентовала единую стратегию бизнеса», - говорится в докладе. В самом деле, 30 госхолдингов, которые вроде бы должны были появиться на основе 400 стратегических предприятий, находящихся в ведении Ростехнологий, так и нет. А ведь глава госкорпорации Сергей Чемезов неоднократно говорил, что именно это — главная задача его конторы, после которой ее можно ликвидировать. Но госкорпорации не торопятся вырабатывать стратегии своего развития, предпочитая оставаться структурами по сути закрытыми от пресловутого «демократического контроля». По традиции, для изменения ситуации нужна политическая воля. Она вроде бы есть — госкорпорации решено акционировать. Но пока до этой стадии дошло только Роснано. К тому же, как уже говорилось, разница в организационной форме на принципы работы корпораций не влияет. А вот чего можно ожидать наверняка — так это кадровой войны в госконторах. В Росатоме, потому что нужны люди под новые задачи, а во всех остальных «промышленных» корпорациях — для того, чтобы дело, наконец, пошло. Тем более, масла в огонь добавляет и Сергей Степашин. Глава Счетной палаты, напомним, предложил создать реестр зарплат сотрудников госкорпораций и установить зарплатный «потолок» для работников госструктур. Такие меры приведут к перетоку менеджмента в партнерские организации а зарплатного фонда — в платежи по госконтрактам. Решения же будут приниматься еще медленнее, чем сейчас. Справка «МК»: Первая отечественная госкорпорация Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) была образована в 1999 году для оздоровления пострадавшей от кризиса банковской системы. Позднее, в 2003 году ей на смену пришло Агентство по страхованию вкладов. А в 2007 году правительство учредило сразу шесть новых госкорпораций: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ), Олимпстрой, Роснанотех, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Росатом и ГК «По содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологической промышленной продукции» - Ростехнологии. |