фото: Reuters На недавно проведенном Всемирным банком (ВБ) в ближнем Подмосковье семинаре “Стратегические коммуникации в рамках российской программы оказания помощи международному развитию” представитель Минэкономразвития неожиданно поставил в тупик многонациональную аудиторию. Он спросил, знает ли кто-нибудь из присутствующих (на семинар были приглашены 70 авторитетных в области содействия международному развитию — СМР — экспертов из разных стран и международных организаций, а также чиновники из российских МИДа, Минфина, Минэкономразвития и Россотрудничества), что Россия не только донор беднейших стран (что, собственно, и обсуждалось на семинаре), но и продолжает оставаться реципиентом зарубежной помощи. Повисло недоуменное молчание. “А ее объем?” — спрашивал дальше чиновник. И, выждав еще одну эффектную паузу, сам и ответил: “До $1—1,5 млрд. в год”. Присутствующие оторопели. Россия давно член “Большой восьмерки” и “Большой двадцатки”, госдолг зарубежным правительствам с 2006 года почти на нуле (во всяком случае, кредиторам из Парижского клуба российское правительство ничего не должно), опережающими темпами были выплачены кредиты в $21 млрд. и МВФ. Наконец, Россия — член Парижского клуба кредиторов. Только в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) никак не примут. И тут оказывается, что Россия, власти которой давно хотят избавиться от определения “развивающейся экономики” и занять минимум 6-е место (а может быть, и 5-е) в мире по объему ВВП, до сих пор не стыдится принимать зарубежную помощь. Притом что главный донор России — США. Это уже ни в какие ворота! Меряемся с ними стратегическими вооружениями, ПРО и влиянием по крайней мере на просторах СНГ, а денежки-то берем! Сенсация, да и только. Один из спикеров тут же полушутя заявил: “Ну все, теперь эта новость пойдет гулять!”. Представитель Минэкономразвития занервничал: “Обещали конфиденциальность!” — “Горячие новости закрытости не терпят!” — продолжал “успокаивать” спикер. Американцы, надо отдать им должное, деньги на ветер не пускают. Львиная доля их помощи России на них же и работает — они оплачивают вот уже почти двадцать лет ликвидацию российского химического и ядерного оружия. И, кстати, стараются это не особенно афишировать. Тем не менее экономия минимум 30 млрд. бюджетных рублей налицо. Это, конечно, не помощь развитию, но почему бы, помогая другим, России по американскому образцу не помочь прежде всего себе самой? “Хорошие вложения в престиж страны” — так оценивает разного рода помощь беднейшим странам директор по социальным исследованиям “Левада-центра” Алексей Левинсон. Престиж — далеко не эфемерное понятие. Имидж той или иной страны имеет вполне материальное наполнение в виде дополнительных внутренних и внешних инвестиций. Кроме того, цивилизованные люди, которым посчастливилось жить на территории “золотого миллиарда”, в самом деле испытывают муки совести, когда видят голодающих детей, например, в какой-нибудь африканской стране южнее Сахары. Особенно озабочены мировым голодом в США, где, как известно, одним из главных национальных праздников является День благодарения. Напомним, что первые переселенцы из Европы чуть не вымерли от голода в XVII веке, если бы не дары индейцев. Особенно хорошо пошла индейка. Поэтому любое американское правительство пытается задобрить избирателей масштабной помощью нуждающимся в элементарных продуктах. А в Германии и Австрии население, по данным ОЭСР, до сих пор готово искупать вину за нацистское прошлое своих стран, в том числе и помогая нищим странам. Европейцы даже больше американцев поддерживают программы помощи развитию — 90% против 60%. Впрочем, те же США, по данным ОЭСР, тратят на помощь развитию не более полуцента из каждого заработанного ими доллара. Но абсолютные цифры получаются все равно весьма внушительными — речь идет о десятках миллиардах долларов, ежегодно идущих на помощь беднейшим странам. Много тратит и Соединенное Королевство — более 7 млрд. фунтов ежегодно, планируя к тому же практически удвоить эту сумму к 2014 году. В общем, в странах ОЭСР давно сложилось стойкое убеждение, что богатые и успешные страны должны часть (причем не такую уж большую) своего ВВП направлять бедным и не очень успешным соседям. Вероятно, здесь сказывается модная нынче политкорректность, чувство вины за колониальное прошлое. Это заметно и на частном уровне, когда многие состоятельные люди на Западе не только поддерживают государственные программы помощи, но и сами вкладывают миллионы в зарубежную благотворительность. На этом фоне Россия выглядит не самым лучшим образом. На уже упомянутом семинаре представитель службы общественных связей ВБ Шэрон Фелзер представила социологический опрос 23 журналистов-международников из стран G7 на тему достаточности помощи России беднейшим странам. Выяснилось, что большинство опрошенных слабо представляют себе размеры и каналы этой помощи. Но при этом дружно поддержали идею о необходимости ее увеличения, что (внимание!) поможет самой России стать более открытой и понятной миру. Вот она, конкретная польза от расставания с кровными дензнаками в пользу чужих нуждающихся граждан или даже подданных. Помощь беднейшим странам оказывают давно и по разным каналам. Так, например, Парижский клуб кредиторов принял решение о безусловном списании минимум 80% задолженности по военным кредитам. Рекомендуется также списывать все долги беднейшим странам Африки. Следуя этим рекомендациям, Россия, как член клуба “парижан” и “восьмерки”, отказалась от взимания большей части долгового бремени с ряда развивающихся стран, оцениваемого в конце 1990-х годов примерно в $160 млрд. Эта сумма, как известно, существенно превышала тогдашнюю задолженность самой России (около $140 млрд.). Зато Россия, урегулировав долговые проблемы на условиях Парижского клуба, может рассчитывать и на его поддержку, не говоря о том, что вновь открыла для себя рынки стран-должников. Ключевую роль в сфере помощи развитию играют, безусловно, международные организации: ООН, ФАО (международная продовольственная организация), Всемирная организация здравоохранения, ряд других фондов. Но особенно крупные денежные потоки проходят через МВФ и Всемирный банк. В рамках группы Всемирного банка действует специальный фонд для беднейших стран мира — Международная ассоциация развития (МАР). По данным ВБ, доля МАР в общем объеме помощи на цели развития составляет 20%. В 2010 году эти проценты “весили” рекордные $15 млрд. Бюджет МАР пополняется раз в три года за счет добровольных взносов развитых, а также ряда развивающихся стран. Деньги дают и другие подразделения группы Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация. Накоплен значительный опыт по реализации различных проектов. И претензий к МАР, как правило, не возникает. Не случайно, и Россия значительную долю помощи проводит через структуры ВБ. Всего же на цели развития в прошлом году страны и организации-доноры направили до $75 млрд. (естественно, не вся эта сумма потрачена). Это далеко не вся помощь. Даже в ВБ затрудняются привести полную статистику. Речь идет только о той помощи, которая оказывается беднейшим странам по методике ОЭСР. Во-первых, в список беднейших попадает страна, житель которой пытается выжить менее чем на $1—2 в месяц. Сейчас таких стран 79. Благодаря помощи 27 стран смогли выбраться из-за черты выживания. При этом помощь этим странам, чтобы она оценивалась именно как помощь развитию, должна быть максимально льготной. Так, в прошлом году примерно пятую часть из $75 млрд. составили гранты, остальное — долгосрочные беспроцентные займы. Однако неправительственные эксперты считают эту сумму явно недостаточной. Более того, в июне прошлого года немецкий журнал “Stern” обвинил страны-доноры из G7 + Россию (на Западе термин G8 до сих пор непопулярен) ни много ни мало в “преступлении”. Вместо того чтобы увеличить к 2009 году объемы помощи развитию дополнительно на $50 млрд. (о чем действительно договаривались в ходе всех саммитов “Большой восьмерки” начиная с 2005 года), доноры, включая и Россию, уменьшили их на целых $18 млрд. Публикация осталась без особых откликов. Молчание “семерки” понять можно — в кризис и самим не хватает, так что уменьшение помощи вполне объяснимо. Но удивительно, что промолчали и российские власти. Хотя как раз Россия в 2009 году резко — в 3,5 раза — увеличила помощь беднейшим странам. Если в 2008 году она составляла $220 млн., то в 2009-м — $785,02 млн. И это, подчеркнем, в кризисный год, который Россия пережила куда хуже остальных доноров — падение ВВП, как известно, в нашей стране дошло до 7,9% годовых, тогда как в остальных странах “восьмерки” в пределах 2—4% ВВП. Молчание российских чиновников так и осталось загадкой. А отгадка проста: именно в 2009 году Россия внесла вклад в $7,5 млрд. в антикризисный фонд ЕврАзЭС, где тоже есть свои беднейшие страны (например, Таджикистан). Причитающаяся им часть и привела к рекордной помощи в $785 млн. в 2009 году. При этом российские вливания на поддержку международного развития, по данным ВБ, используются довольно эффективно, несмотря на относительно их небольшие объемы в сравнении с другими крупными донорами. Дело в том, что российская помощь максимально адресная. Например, из примерно $1,5 млрд. общего объема помощи начиная с 2004 года $217 млн. были переданы в Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. При этом, как отмечается в материалах ВБ, эта сумма была потрачена на проекты Глобального фонда на территории самой России и ряда стран СНГ. Впрочем, общие обязательства России перед Глобальным фондом достигают $257 млн. (то есть $40 млн. поступит все же в другие страны). И это еще не вся медицинская помощь со стороны России. В 2008—2010 годах российский бюджет, по данным Минфина, выделил $38 млн. на разработку вакцины против ВИЧ, а до 2018 года будет перечислено на эти же цели еще $80 млн. Надо ли доказывать, что такого рода ассигнования сторицей окупятся и для самих россиян. Россия также принимает активное участие в борьбе с малярией в Африке. В 2007—2009 годах было выделено $20 млн., включая $15 млн. через антималярийную программу ВБ в Замбии и Мозамбике. По данным банка, детская смертность от малярии в этих странах к 2010 году уменьшилась более чем в три раза. И практически только за счет закупки бактерицидных антимоскитных сеток. В ближайшее время второй фронт против инфекционных болезней откроет и крупнейший в мире донор — US AID. Американцы выделят России деньги на ликвидацию в странах СНГ полиомиелита. Не так давно вспышка этой опасной болезни была зафиксирована в Таджикистане. Завезли ее гастарбайтеры и в Россию. В общем, российское правительство решило от донорства не отказываться и в дальнейшем, несмотря на бюджетные трудности. По словам директора департамента международных финансовых отношений Минфина Андрея Бокарева, в ближайшие годы планируется удержать объемы официальной помощи развитию на уровне $500 млн. ежегодно. Жаль, что денег на информационное сопровождение донорства пока не предусмотрено. Хотя другие страны-доноры тратят на это до $15—20 млн. В необходимости помощи нужно постоянно убеждать своих граждан. А страны-реципиенты — в ее эффективности. Иначе не избежать внешне- и внутриполитических трудностей. Ведь свои деньги ближе к телу. Помощь России беднейшим странам: 2004 - $100 млн. 2005 - $101,3 млн. 2006 - $101,8 млн. 2007 - $210,78 млн. 2008 - $220 млн. 2009 - $785,02 млн. 2010 - $500 млн. (предварительная оценка) |