фото: Геннадий Черкасов
По словам заместителя директора сервиса «Золотая Корона — Денежные переводы» Олеси Федоровой, российский рынок денежных переводов оценивается в $40–45 млрд, из которых порядка $20 млрд приходится на переводы внутри страны: «Рост стабильно показывает весь рынок в целом — речь идет о положительной динамике порядка 20% в год. При этом внутрироссийский сегмент растет быстрее (на 20–25%), в то время как трансграничные переводы показывают рост порядка 15% в текущем году». Предправления НКО ЗАО «Лидер» Сергей Блудов приводит следующую статистику: в структуре переводов, отправленных через системы денежных переводов из РФ, СНГ занимает 85%, на дальнее зарубежье приходится 15%. Если говорить о «переводных» деньгах, отправленных в Россию, то здесь доля стран СНГ составляет 70%, остальные 30% денег прилетает из дальних государств. Эксперт обращает внимание, ссылаясь на данные ЦБ, что больше всего переводов из России в страны СНГ отправляется в Узбекистан, Таджикистан, Украину и Киргизию, в дальнее зарубежье — в Китай, Грузию, США и Турцию. В Россию же основная часть переводов прибывает из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, США, Китая, Германии и Италии. Сегодня эксперты рынка денежных переводов выделяют три основных способа отправки денег. Первый — это перевод по текущим банковским счетам, открытым отправителем и получателем платежа. Второй — перевод по поручению физического лица без открытия банковского счета. Третий — смешанная транзакция, когда одна из сторон имеет открытый банковский счет, а вторая — нет. Как рассказывает Сергей Блудов, сегодня на территории страны зарегистрировано более 30 систем денежных переводов. Самый популярный в народе способ отправки денег, по словам экспертов, — перевод наличными без открытия банковского счета. Клиенты этой категории могут воспользоваться несколькими видами пунктов обслуживания: банковскими офисами, офисами банковских платежных агентов и устройствами самообслуживания. Также успешно реализуется технология, позволяющуя совершать денежные переводы в торговых сетях. Сегодня «переводным» сервисом можно воспользоваться в точках обслуживания крупных региональных ритейлеров. Денежные средства можно отправлять вообще без участия сотрудников банка или магазина — с помощью киосков самообслуживания или онлайн через интернет-банк. Чем отличаются системы денежных переводов друг от друга? Как выяснилось, не только и не столько размером комиссии. «Время ценовой конкуренции закончилось, и основные игроки практически исчерпали все возможности по дальнейшему снижению тарифов», — рассказывает руководитель управления разработки и внедрения вкладных и комиссионных продуктов Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ) Елена Федосеева. Ее слова подтверждает Сергей Блудов: «В ценовых и демпинговых войнах мы не участвуем, хотя и делаем приятные условия для наших клиентов во время рекламных кампаний». По словам Олеси Федоровой, принципиальная разница между платежными системами заключается в доступных географических направлениях и валютах перевода, количестве пунктов обслуживания, наличии дополнительных сервисов и уровне технологий, которые использует оператор. «Оформление перевода должно быть простым, точки обслуживания — в шаговой доступности, доставка — мгновенной, информирование — своевременным, выдача — беспроблемной. Весь этот цикл, чтобы быть бесперебойным, должен опираться на мощную и современную технологическую платформу. Кроме того, важны новые подходы в самой организации системы денежных переводов». Елена Федосеева развивает мысль: «Ведутся работы по улучшению сервиса для клиента — это всевозможные карты отправителя, которые сокращают время отправления перевода, а также позволяют клиентам накапливать бонусы». Что будет дальше? По мнению большинства опрошенных экспертов, в целом все стабильно, ведь денежные переводы — одна из самых востребованных услуг российского финансового рынка. «В 2013–2014 гг. ожидается планомерный рост объемов и внутрироссийских, и трансграничных переводов. На эти процессы будет влиять продолжающийся приток трудовых мигрантов и рост внутрироссийской экономической активности и активизации внутренней миграции, связанной с масштабными инфраструктурными проектами в разных регионах России», — говорит Олеся Федорова. В основных трендах развития ниши Сергей Блудов выделяет следующие векторы: смещение сервисов в зону безналичной формы передачи средств, перетекание клиентуры в небанковские офисы, рост переводов в киосках самообслуживания и онлайн. Елена Федосеева обращает внимание, что на рынке денежных переводов наблюдается замедление, и это связано с замедлением роста экономики, что в первую очередь бьет по доходам работающих в России мигрантов: «Кроме того, подошли к концу мегастройки, например в Сочи, и потребность в ресурсах трудовых мигрантов стала снижаться». |