«В каждом округе Москвы есть проекты для серьезных международных инвестиций»

«В каждом округе Москвы есть проекты для серьезных международных инвестиций»













фото: Мария Москвичева





СПРАВКА "МК"

Михаил Ан — выпускник Дрексельского университета США по специальностям «финансы», «экономика», «международный бизнес», окончил вуз с отличием. Работал в качестве аналитика и на руководящих должностях в международных корпорациях в сфере страхования, химической промышленности и информационных технологий. С 2006 года — в Департаменте инвестиционной политики Минэкономразвития России, в том числе отвечал за межправительственное сотрудничество по вопросам инвестиций с КНР, Японией, США, Финляндией и др. Участвовал в создании Международного экономического форума в Петербурге, разработке стимулирующих мер поддержки в высокотехнологичных отраслях. С 2011 года курирует инвестиционную деятельность и приоритетные проекты в правительстве Москвы. По собственному признанию, в столице получил возможность на практике воплощать ту политику, которая создавалась министерством

— Власти Москвы постоянно говорят, что в столице необходимо создать хороший инвестиционный климат. В каких именно инвестициях нуждается Москва?

— Сегодня у города много масштабных задач, которые Сергей Собянин называл в своей предвыборной программе: создание современной транспортной инфраструктуры, новая градостроительная политика, развитие здравоохранения, инновационная экономика. Все эти сферы открыты для государственно-частного партнерства, и есть целый ряд хорошо известных совместных проектов бизнеса и столицы: реконструкция городской клинической больницы №63, открытие станции метро «Мякинино». Москва занимает пятое место среди мировых мегаполисов по капитальным вложениям (около 1 трлн руб.), и половина этих инвестиций идет в строительство (в этом году ожидается ввод 8,5 млн кв. метров, что сравнимо с докризисным уровнем. — «МК»).

Более детально я могу говорить о нашем департаменте — мы заинтересованы в привлечении инвестиций в новые высокотехнологичные производства, технополисы, технопарки, индустриальные парки, модернизацию промзон... Вполне объяснимо, что пока подобные проекты у российского бизнеса (совсем молодого по западным меркам) пользуются меньшим спросом, чем строительство офисов или жилья. Хотя ситуация постепенно меняется: ниша лежащих на поверхности идей, «блюдечек с голубой каемочкой» исчерпывается. И предприниматели обращают свой взгляд на более сложные предложения: то же возведение объектов социальной инфраструктуры — больниц, физкультурных центров, детских садов, прокладку линий метрополитена.

…Скажем, знаменитая Кремниевая долина в Калифорнии, по оценкам специалистов, привлекает треть всех венчурных инвестиций в США. У нас этот рынок находится в стадии формирования, не многие капиталисты готовы «играть» вдолгую и притом с непонятными для себя рисками. Поэтому на власть ложится ответственность стимулировать бизнес, создать прозрачные правила, сделать шаги навстречу.

Когда два года назад в правительство Москвы пришла новая команда, прежде всего нам было необходимо создать соответствующую законодательную базу. В июне 2012 г. Мосгордума приняла закон №22 о научно-технической и инновационной деятельности, он закрепил такие понятия, как: «технопарк» (деловой центр для небольших высокотехнологичных компаний с НИИ, производствами, выставочными площадками); «индустриальный парк» (обеспеченная инфраструктурой индустриальная территория); «технополис» (объединяет возможности индустриального и технопарка). Таким образом, появились основания ввести льготы (налоговые льготы по земле, имуществу, прибыли и прочие преференции: по аренде, подключению к коммуникациям) для тех, кто будет работать в отечественных «Кремниевых долинах».

— Недавно директор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин привел данные, согласно которым ежегодно 200–300 молодых высокотехнологичных компаний из России уезжают устраивать свой бизнес в Калифорнию, поскольку здесь нет нормальной технической базы…

— Да, проблема существует. Поэтому параллельно с созданием благоприятных экономических условий город занялся инфраструктурой для «умного бизнеса». Технопарки и технополисы — не просто юридический статус, этот статус подразумевает соответствующую материальную базу, инженерные сети, логистику.

Яркий пример — технополис «Москва» (бывшие земли АЗЛК «Москвич» на Волгоградском шоссе). Территория свыше 400 тысяч кв. метров требовала глобального обновления: надо было отремонтировать корпуса, подвести новые коммуникации, подготовить лаборатории, производственные мощности, обеспечить размещение сопутствующих сервисов (техподдержки, юристов, офисов венчурных фондов), наладить бытовые услуги, благоустроить пространство вокруг. Полный ввод в эксплуатацию намечен на конец 2014 — первый квартал 2015 года, но уже сейчас там работают современные компании в сфере микроэлектроники, нанотехнологий, новых материалов, биотехнологии, а общий объем частных прямых инвестиций насчитывает сотни миллионов долларов (самый крупный контракт — $150 млн). Это площадка международного класса. Мы также ожидаем прихода фирм из Германии, Швейцарии, Нидерландов, Италии, Франции, Южной Кореи, Японии, США, спонсируемых иностранными инвесторами.

…Недавно на «Красном Октябре» открылся бизнес-акселератор для IT-компаний на ранней стадии развития. Развиваются коворкинги (от англ. «co-working» — совместная работа) — центры, где начинающие предприниматели могут недорого арендовать рабочее место и бесплатно получать юридическую, образовательную поддержку. Появляются фаблабы (оборудованные лаборатории, где школьники могут своими руками создать какую-нибудь модель, опытный образец), центры коллективного пользования по нано-, биотехнологиям и т.д. В каком-то смысле — это пилотные площадки, в создании которых в основном задействованы бюджетные средства, но мы рассчитываем, что примеру города последует и частный капитал и будет вкладываться не только в хай-тек фирмы, но и в инфраструктурные решения. Летом Сергей Собянин и глава Сбербанка Герман Греф подписали соглашение о сотрудничестве, по которому будут направляться средства как раз на «новую индустриализацию»: развитие индустриальных парков, технополисов.

По плану в каждом из 12 районов Москвы должен открыться по крайней мере один технопарк и коворкинг-центр. Одновременно в промзонах, расположенных вблизи МКАД и на территории Новой Москвы, разместятся индустриальные парки разной специализации. Первые проекты уже готовятся по «Руднево» и «Молжаниново»… С советских времен нам достался сильный научный кластер на севере — Зеленоград — и Троицк на юге. С помощью новых индустриальных парков и технополиса они смогут сблизиться, а это даст новые возможности сотрудничества и кооперации.

И потом если у нас будут высококвалифицированные рабочие места на окраинах — изменятся потоки людей: центр разгрузится, уйдет транспортный коллапс. С точки зрения иностранных инвесторов, то, насколько удобно организована жизнь в городе, играет не последнюю роль.

— А как насчет промышленного наследия Москвы и инвестиций?

— Департамент провел масштабную «инвентаризацию» подведомственного хозяйства. Понятно, что устаревшие, загрязняющие окружающую среду производства — не самый лакомый кусок для инвесторов. Но у нас также есть фабрики по выпуску товаров повседневного пользования, продуктов, напитков, мебели, лекарств, электроники и масса других востребованных линий. Сейчас мы разрабатываем, по каким критериям — производительность труда, эффективность использования территории с учетом выручки, объема отгружаемой продукции на 1 кв. метр занимаемого компанией участка — некоторые промышленные предприятия Москвы могли бы арендовать земельные участки по льготной ставке. Очевидно, что для заводов стоимость земли не должна быть такой же, как у торговых центров. Теоретически эффективное предприятие могло бы платить по минимальной ставке — 0,5% от кадастровой стоимости земли, потенциально эффективное или стратегически важное для города — 1%, остальные — по максимальной ставке в 1,5%. Кроме того, мы предлагаем промышленникам выгодные кредиты (Москва компенсирует ставку рефинансирования), лизинг (компенсируются 25% платежей), компенсации по международной сертификации.

— Вы как-то заметили, что особые экономические зоны, к которым можно отнести и технополисы, и технопарки, отличаются максимально лояльным отношением со стороны властей: долгосрочные контракты, никаких неожиданных проверок МЧС или Роспотребнадзора, поэтому можно сосредоточиться на научных изысканиях, а не на поиске юристов и охранников. Судя по рейтингу Всемирного банка, в целом России такие условия ведения бизнеса еще долго не светят…

— В составлении рейтингов очень много условностей, тем не менее, вы знаете, что есть задача Президента РФ к 2018 году войти в двадцатку стран Doing business, эксперты банка приезжали в Москву, мы учитываем объективные замечания. На уровне города разработан целый пакет мер по снижению административных барьеров, начиная от процедуры получения разрешения на строительство и заканчивая подключением к электросетям или регистрацией предприятий и собственности. За короткий срок произошли впечатляющие изменения. Сегодня любой предприниматель может прийти в свой окружной филиал государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы», и его сориентируют и по субсидиям, и по госзакупкам, и по кредитам — по всему, что касается ведения дел в столице. Штаб по защите прав предпринимателей принимает жалобы, причем самые острые выносятся на повестку лично мэра... Как известно, «Москва не сразу строилась».


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей