фото: Михаил Ковалев
Генезис пенсионного дефолта таков. В конце 2001 г. Госдума приняла пакет законов, вводивший ныне доживающую последние дни трехуровневую пенсионную систему (базовое, страховое, накопительное пенсионное страхование). На основе актуарных расчетов (актуарии — страховые математики) был определен тариф, позволявший относительно бескровно сводить бюджетно-пенсионный дебет-кредит (если кто забыл, из 35,6% ЕСН 28 п.п. шло на пенсии). До 2005 г. пенсионный институт функционировал достаточно слаженно, трудовые пенсии за 2000–2004 гг. выросли более чем в 2,5 раза, а бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) из хронически дефицитного стал профицитным (по итогам 2003 г. остаток средств бюджета ПФР составил 100,4 млрд рублей, 2004 г. — 66,5 млрд рублей). Однако в 2005 г. без каких-либо вменяемых расчетов с 35,6% до 26% снизилась ставка ЕСН. Так реализовывалось благое намерение власти вывести наши заработки из тени. Основной удар при сокращении ЕСН был нанесен по пенсионному страхованию: доля пенсионных отчислений уменьшилась с 28 до 20 п.п., то есть из 9,6 п.п. суммарного снижения 8 п.п. пришлось на пенсионную систему. Предсказуемо нарисовался дефицит, сначала небольшой (в 2008 г. на покрытие недостачи по страховой части трудовых пенсий требовалось «всего» 171,8 млрд рублей), но в последующие годы выросший до 1 трлн. Достигла ли власть заявленной цели, вышли «дорогие россияне» на свет фискальный? Нет. С начала нулевых плата за обналичку, посредством которой выплачиваются «серые» зарплаты, колебалась от 2–3 до 8–10%. Вытащить налоговых уклонистов за хвост можно было двумя способами: снизить общий объем «зарплатных» налогов и взносов — подоходный налог (13%) плюс социальные отчисления (26%) — до 10–15%, что нереально, либо резко ужесточить борьбу с незаконными финансовыми операциями, что также невыполнимо. Все разговоры об увеличении собираемости НДФЛ, интеллигентно выражаясь, лукавство. В целом рост сборов, и это многократно доказано, коррелировал с расширением фонда заработной платы по экономике в целом. К концу 2012 г. переродившаяся в финансовую пирамиду пенсионная система России сдулась окончательно. Государство, в свое время декларировавшее временный характер снижения ставки ЕСН с обязательством покрывать недостачу, оказалось не в силах выполнять взятые обязательства. Но вместо того, чтобы разъяснить суть собственных ошибок и покарать виновных (вот еще), оно решило (по обыкновению) уничтожить в целом разумный, построенный на позитивных мировых практиках пенсионный порядок. Введение с 2002 г. накопительного пенсионного компонента стало уникальным, до сих пор не превзойденным российским управленческим ноу-хау. С одной стороны, накопительная схема существует во всех пенсионных системах в обязательной (например, Франция, Швеция, Чили) или добровольной (те же Великобритания или США) формах. Особо нужно отметить накопительное пенсионное страхование в Германии: формально оно является добровольным, но фактически государство полностью компенсирует плательщикам всю сумму взносов. Со всех сторон выгодно. С другой стороны, в те смутные времена перед властями остро стояла так называемая проблема-2003, проще говоря, выплата $17 млрд Парижскому клубу кредиторов (полностью мы рассчитались в 2006–2007 гг.). Нефть тогда только-только дорожала, ЮКОС также был впереди, так что взять необходимые средства, казалось, было неоткуда. Возможно, пенсионные накопления, взимавшиеся со всех работающих мужчин и женщин (соответственно, 1953 и 1957 г.р. и моложе) и аккумулировавшиеся в непрозрачном Внешэкономбанке (ВЭБе), и стали заветной палочкой-выручалочкой. Сколько пенсионных денег тогда «стрельнули» — загадка, но на прямой линии 18 декабря 2003 г. президент Путин выдал таинственную реплику: «Помните, сколько мы говорили в свое время, в 2002 году, о пике выплат по внешнему долгу в 2003-м, и даже часто пугали друг друга: как это отразится на жизни страны, сможет ли правительство справиться с социальными обязательствами перед населением? Мы выплатили 17 миллиардов долларов — страна этого даже не заметила». Дополнительным аргументом представленной версии может служить маниакальное упорство наших «рабов на галерах», сразу после 2003 г. приступивших к утилизации положительно зарекомендовавшей себя в мире накопительной модели. Пенсионные накопления — это те самые «длинные» деньги, без которых якобы задыхается экономика, это ощутимая поддержка фондового рынка, это, в конце концов, солидная инвестиционная доходность. В США в те годы подсчитали, что если работник осуществляет ежегодные накопительные взносы в размере $2 тыс. (что приблизительно соответствовало 6% от среднегодовой американской зарплаты на тот период) на протяжении 40 лет работы, то при средней доходности в 8% годовых (до кризиса американский фондовый рынок рос в среднем на 17% в год) его накопления увеличиваются в семь (!) раз. Ельцинские беспредельщики могли людей банально кинуть, устроив, скажем, тот же дефолт-98. Пришедшие на смену «порядочные» люди поступили «по понятиям». Сначала они исключили из накопительной системы работников 1953–1966 г.р., потом с 6 до 4% снизили обязательные накопительные отчисления, а теперь, после неудавшейся ликвидации накопительного компонента в начале 2008 г., решили рассчитаться окончательно, переведя накопления «молчунов» из ВЭБа в ПФР. Деньги и ставки взносов тех, кто предпочел ВЭБу негосударственные пенсионные фонды, остались в целости и сохранности. Нет, нет, пенсия у нас, какая-никакая, все же будет. Конечно, не та, что предсказывает «веселый калькулятор» («» «МК» от 2.07.2013 г.), но тем не менее. Остается ответить на главный вопрос: почему наши правители, зная о сонмище отрицательных отзывов на провальный проект очередной пенсионной реформы, настырно двигают ее в массы? Слепоглухих идиотов в правительстве, безусловно, много, кто же спорит. Однако вполне вероятно, что таким маневром власти готовятся ко второй волне экономического кризиса. Волне, что уже накрывает, как бы мы ни пытались обмануться. Денег на пенсионные трансферты в бюджете в скором времени может не оказаться, напечатать — тоже не выход, а в кризис ухудшать и без того тяжелое положение представителей старших возрастов себе дороже. Наведение порядка в собираемости налогов и взносов нынешними мытарями как вариант не рассматривается в силу сложности и долговременности процесса. Пронесет — все вернется на круги своя, нет — ответственность за пенсионный крах ляжет на отставленное к тому времени правительство продвинутых неудачников. ...Рано или поздно власть в искалеченной войнами и революциями России поменяется. Возможно даже, к управлению страной придут люди, для которых ключевой принцип пенсионного страхования — принцип солидарности поколений — не будет пустым звуком. Не надо требовать с нынешних временщиков авансового покаяния. Это мы, а не они предали наших стариков, потому что нам не платить легче. Завтра наши дети предадут нас — им тоже захочется жить легче. Начинайте копить, солнце еще высоко! |