Тот факт, что бюджет на 2014 год «проблемный», не скрывая, заявил даже Дмитрий Медведев. А один из федеральных чиновников, пожелавший остаться неназванным, признался, что всю эту работу нужно было проводить ещё год назад, а не за несколько недель до представления проекта бюджета принимать экстренные меры в виде секвестра на 5%. Сам бюджет базируется на умеренно оптимистичном прогнозе социально-экономического развития России до 2016 года. Согласно этому прогнозу, в 2014 году рост ВВП составит 3%, в 2015 году - 3,1%, в 2016 году — 3,3%. Инфляция в следующем году прогнозируется в интервале с 4,5% до 5,5%, в 2015 году - 4-5%, в 2016 году - также 4-5%. Правда, экспертное сообщество уже высказало сомнения в том, что российская экономика в будущем году вырастет на 3%. «В этом году у нас рост составит 1,8%. С чего вдруг в следующем году возьмутся 3%? Этот бюджет нереалистичный, потому что основан на нереалистичном прогнозе», - прокомментировал «МК» глава Департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Всё же будут индексироваться и тарифы на услуги ЖКХ для населения, это уже заложено в прогноз, сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Министр предложил формулу «инфляция минус». То есть, с 2014 по 2016 годы «коммуналка» будет дорожать на уровень инфляции прошлого года, умноженную на коэффициент 0,7. Ведомство Улюкаева полагает, что инфляция в этом году составит 5,8%. Если его прогноз сбудется, то, умножив 5,8% на 0,7, получится, что тарифы в 2014 году вырастут на 4,06%. Правда, на заседании правительства в перепалку с Алексеем Улюкаевым вступила глава ЦБ Эльвира Набиуллина: «Решение правительства об индексации вместо заморозки (тарифов - «МК») будет стоить около полупроцента дополнительных пунктов инфляции». Таким образом, по её мнению, инфляция в 2014 году составит не 4,8%, а 5,3%. Встал на сторону Набиуллиной и Дмитрий Медведев. Премьер не исключил, что вопрос индексации тарифов будут продумывать и дальше. «Нельзя обещать ноль, а потом сделать другое», - заявил Медведев. Что касается нашумевшего секвестра бюджета, то он состоится на 5% по незащищённым статьям. Также на 2% сократят субсидии бюджетным автономным учреждениям. Это делается для того, чтобы обеспечить выполнение «майских» указов Владимира Путина. А на них заложено в 2014 году целых 2 трлн. рублей. Среди указов Путина от 7мая 2012 года значится индексация пенсий, стипендий, зарплат бюджетникам и материнского капитала. Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что размер материнского капитала в следующем году должен составить 429 тысяч рублей, а средний размер трудовой пенсии 11,5 тысяч рублей. Полностью в ближайшие два года сокращают и условно утверждённые расходы, а это 755 млрд. рублей. Заморожена в 2014 году и индексация зарплат госслужащих, военных, судей и прокуроров. Это сэкономит в бюджете дополнительные 100 млрд. рублей. Пойдёт в российскую казну и намного меньше денег от приватизации госактивов. Минфин заложил в проект бюджета на 2014 год доходы от приватизации в 196,8 млрд. рублей, а на 2015 год 158,5 млрд. Напомним, ранее предполагалось, что в 2014 году от приватизации активов госкомпаний в казну пойдут 330,8 млрд. рублей, в 2015 - 595,1 млрд. рублей. В 2016 году же предполагается продать 19,5% акций "Роснефти", которыми государство владеет через "Роснефтегаз". Если сделка состоится, то в 2016 году государство получит от этого 423,5 млрд. рублей. Министр финансов Антон Силуанов пояснил такое существенное сокращение ожидаемой прибыли от продажи пакетов акций тем, что у нас «были слишком большие ожидания». Также министр добавил, что правительство ждёт хорошей конъюнктуры, чтобы не продавать госсобственность «за две копейки». Вот только Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что «хорошей конъюнктуры не бывает никогда», и не надо с приватизацией тянуть. Заработать государство хочет в 2014-2016 годах на увеличении налогов на добычу природных ископаемых. От этого планируется получить 618 млрд. рублей. Правда, снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в ближайшие три года отнимет у казны 444 млрд. рублей. Также с 2016 года Минфин намерен собирать с госкомпаний больше диведендов — 35% вместо нынешних 25% с прибыли по МСФО. Ожидается, что до 2016 года в российскую казну поступит 400 млрд. рублей за счёт сокращения теневого сектора экономики. Правда, как правительство намерено бороться с «тенью» - непонятно. Впрочем, глава Минтруда Максим Топилин заявлял, что его министерство намерено в 2014 году выступить с законопроектом по борьбе с зарплатами в «конвертах». Таким образом, согласно проекту бюджета, предполагается, что доходы казны в 2014 году составят 13,604 трлн рублей, что на 459, 3 млрд. рублей меньше, чем планировалось ранее. Расходы составят 13,977 трлн рублей, из-за чего дефицит прогнозируется на уровне 0,5% ВВП. Эксперты «МК»: Валерий Голев, вице- президент «Фондсервисбанк»: Ситуация в российской экономике на сегодняшний день такова, что без сокращения ряда статей бюджета в ближайшие два-три года положения дел не выправит. Другое дело – каким должно быть это сокращение и за счет чего. Означенные в начале сентября Минфином РФ 5 %, конечно, поставленную задачу по поиску недостающих средств не решат. Очевидно, поэтому в Минэкономразвитии подняли эту планку до отметки 10%. Чисто математически это уже более реальное значение секвестра. Настораживает только то обстоятельство, что придется урезать не только и не столько незащищенные статьи бюджета, включая социальную сферу, но и статьи инвестиционной направленности. Как бы не получилось так, что, решая сиюминутные задачи, мы существенно урежем свои возможности экономического роста на перспективу. Хотя чем-то пожертвовать все равно придется. Ирина Рукина, декан факультета управления крупными городами Международного Университета в Москве: Самым неприятным в ситуации с сокращением бюджетных расходов является не столько само сокращение, сколько отсутствие анализа падения доходов бюджета, которое собственно и вызывает необходимость весьма опасной операции секвестра. Не секрет, что государство тратит очень много денег на реализацию государственных программ и проектов. При этом оно не ставит задачу сокращения издержек перед их исполнителями. Особенно это касается государственных корпораций. До тех пор пока бюджет воспринимается как дойная корова, а его освоение происходит методом "глубокого доения" со стороны участников процесса, вопрос о сокращении бюджетных расходов будет восприниматься обществом очень болезненно. Все хотят заниматься распределением бюджета, но главная задача "государевых людей" - обеспечивать рост доходов, создавая рабочие места, развивая производство, науку, предпринимательство. Михаил Абызов, министр по вопросам Открытого правительства: Соглашусь с коллегами в том, что текущая ситуация требует от нас усилий по активизации экономического роста, улучшению предпринимательского климата, повышению эффективности госуправления. Приоритетные в работе Открытого правительства и Экспертного совета при Правительстве проекты направлены на достижение именно этих целей. Поэтому мы уже практически год сопровождаем процесс внедрения контрактной системы, выявляем ее риски, анализируем их, а эксперты вырабатывают методологические материалы буквально по каждому пункту закона. Контрактная система должна стать одним из драйверов оживления конкуренции, а, следовательно, снижения издержек и повышения эффективности. Как показали пилотные проекты в регионах, только на закупках мебели и техники экономия достигает 20%, а на автомобили и их обслуживание – до 40%. С внедрением механизмов государственно-частного партнерства, технологического и ценового аудита и контрактов жизненного цикла это означает, что стройки – будь-то гигантские или локальные – могут и должны быть дешевле. Контрактная система требует активизации и гражданского общества – она даст возможность не только смотреть на процесс госзакупок со стороны, но и вмешиваться в него. Запрос общества на это есть – это показало и обсуждение интернет-петиции на сайте РОИ об ограничении цен на автомобили для чиновников. И здесь мы возлагаем надежды также на общественные советы при министерствах и ведомствах. Кроме того, под эгидой Открытого правительства совместно с высшей школой экономики разработан Стандарт открытости органов государственной власти. Это означает, что деятельность министерств и ведомств должна стать более открытой и подконтрольными обществу, а значит – более эффективной. Как показали исследования членов Экспертного совета, едва ли не самое главное, что нужно гражданам от органов власти – удобная, понятная и адекватная информация. Работу по раскрытию такой информации мы уже ведем – это значит, что граждане станут меньше, что называется, обивать пороги и стоять в очередях за справками или просто консультацией. С другой стороны, и чиновникам это выгодно: они тратят меньше времени. Кроме того, государство начало предоставлять информацию в высокотехнологичном формате открытых данных министерств и ведомств. В Стандарте открытости эта «опция» станет обязательной. Благодаря использованию открытых данных, оборот интернет-индустрии вырастет на 50-60% в год. Игорь Николаев, глава Департамента стратегического анализа ФБК: Этот бюджет получается плохим и нереалистичным, потому что основан на недостоверном прогнозе, что экономика будет расти 3% в год в следующем году. Сейчас темпы роста 1,4%, откуда потом возьмутся 3%? С чего рост ускорится? Станет больше определённости, у нас повысится инвестпривлекательность? Очень примечательно, что у нас бюджет с секвестром. Мы это слово 15 лет не вспоминали, даже когда цена на нефть была на минимуме. И несмотря на все секвестры, у нас приоритеты остаются такие же, с которыми трудно согласиться. Например, приоритетом остаётся национальная оборона, хотя расходы на здравоохранение резко сокращаются. Второй неподъёмный приоритет — выполнение некоторых целевых показателей майских указов Владимира Путина. Следование этим приоритетам загонит нас в очень тяжёлое положение. Бюджет сюрреалистичный. Мы режем расходы, инвестпрограммы и в то же время продолжаем накапливать Резервный фонд. |