Секвестр: откат назад или движение вперед?

Секвестр: откат назад или движение вперед?













фото: PhotoXPress





В посткризисный период фискальная политика РФ была непоследовательной, носила субъективный дискретный характер. Зачастую декларировались противоречивые цели, а исполнение текущих бюджетов было неэффективным. Так, на текущий год в качестве приоритетной цели было провозглашено «укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости». Безусловно, стабильность общественных финансов выступает важным условием устойчивого социально-экономического развития. Но какая модель экономики желательна для нашей страны

Формально приоритетами национального развития в последние годы провозглашались модернизация российской экономики, формирование условий для перехода к экономике знаний, повышение национального благосостояния и среднедушевых доходов. Однако закрепленные в трехлетнем бюджете направления бюджетных расходов свидетельствуют об ином.

Беспрецедентное увеличение трат на оборонный заказ и потребности ВПК, по сути, означает возврат к аналогу советской экономической модели, растрате национальных ресурсов сначала на выпуск вооружений, а позднее на их утилизацию. Они, как правило, не способствуют модернизации других секторов экономики, а наоборот, сдерживают их развитие. Как показывает исторический опыт, масштабные военные расходы в странах с формирующимися рынками сопровождаются падением выпуска продукции гражданского назначения. В результате как минимум растет безработица, импорт товаров потребления, ускоряются темпы инфляции, рассчитываемые по индексу потребительских цен.

Из уст наших высших руководителей неоднократно звучали призывы о важности перехода российской экономики на инновационный путь развития. Но достичь этого невозможно без качественно иных и значительных инвестиций в человеческий капитал. Вместо этого трехлетний бюджетный план на период до 2015 года предусматривает последовательное сокращение расходов федерального бюджета на науку, образование и здравоохранение. Перенос все большей доли расходов на эти цели из федерального бюджета на другие уровни бюджетной системы и население означает неизбежное снижение качества человеческого капитала, невозможность какого-либо инновационного развития.

Нынешняя дискуссия о том, какие и насколько бюджетные расходы следует сократить, пока очень далека от еще одной приоритетной цели – «обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса». Представляется, что для ее достижения нам предстоит:

– определить, какая модель социально-экономического развития отвечает нашим национальным интересам и интересам граждан как налогоплательщиков;

– отказаться от демагогической практики искажения реального положения дел;

– признать, что в последние годы страна жила не по средствам, что уже накопленный совокупный долг общественного сектора (сумма накопленного долга центрального правительства, центрального банка, бюджетов субъектов РФ и государственных компаний) угрожает макроэкономической и макрофинансовой стабильности;

– перейти от принятия судьбоносных для страны решений, исходя из субъективных представлений отдельных руководителей и лоббистских интересов, к принятию решений на основе взвешенного анализа долгосрочных общественных выгод и затрат.

 

Валентина КУЗНЕЦОВА,

преподаватель факультета менеджмента Международного университета в Москве, доцент факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей