Понятно, что для жителя какого-нибудь населенного пункта в Нечерноземье или за Уралом предложение приобрести Smart прозвучит как неприкрытая издевка. Однако в городах-миллионниках, особенно в обеих столицах, дело обстоит совершенно иначе. И свидетельством тому служит все большее количество Smart, появляющихся на их улицах. И, что характерно, за рулем этих крох в массе своей сидят отнюдь не «блондинки» и «толерантные граждане», а совсем даже наоборот! По соседству с автором этих строк, например, буквально в одном дворе, живет достаточно колоритный персонаж с внешностью классического «братка» из лихих 90-х. И автопарк у него всегда был соответствующий: свежие BMW, Mercedes да Lexus с Infiniti. А с месяц назад это брутальное, так сказать, «лицо» начало ежедневно и с видимым удовольствием «рассекать» на новеньком Smart ForTwo! Я теперь прекрасно понимаю его выбор и готов немедленно объяснить почему. Внешне Smart ForTwo знаком почти каждому. Как-никак с 1998 года модель выпускается. Общим местом давным-давно стало знание, что ее миниатюрные габариты явились ответом на сложности парковки в крупных европейских городах. И действительно, те, кто бывал в европах, наверняка припомнят картины припаркованных перпендикулярно к бордюру Smart. Притом что прочие машины стоят там исключительно параллельно тротуару впритирку друг к другу. И ForTwo в таких условиях чудесным образом не мешает движению! Оно и понятно: машинка-то почти квадратных пропорций в вертикальной проекции, «причаливай» себе к тротуару какой хочешь стороной... Но это во всяких римах-парижах актуально, скажете вы, а у нас пока, к счастью, все еще не так запущено даже в Москве. Ну, не знаю, не знаю. По уровню затрат нервной энергии водителем в процессе поиска места, чтобы приткнуть хоть куда-нибудь свою машину утром в центре или вечером во дворах спального микрорайона, Москва, например, не уступит ни одной европейской столице!
Тем более что нынче в пределах Садового кольца парковаться на весь день на улице стало более чем накладно. Поэтому ежедневная битва между автовладельцами за каждый квадратный сантиметр пригодного для парковки пространства в тамошних двориках, проездах и проулках достигла сейчас своего апогея. И главным аргументом в ней может стать транспортное средство вроде Smart. Например, автор этих строк, въехав как-то вечером во двор своей многоэтажки, был просто счастлив неслыханной удаче — прямо на его глазах из ряда плотно припаркованных легковушек выехала одна, освободив вожделенное «жизненное пространство». Пулей паркую на ее место Smart ForTwo, выхожу и останавливаюсь, переваривая увиденное: малыш занимает даже меньше половины «дырки» между машинами — соседями по паркингу. Именно на парковке особенно остро ощущаешь, что спереди машинка заканчивается примерно на уровне ботинок, а сзади — простирается аж на десяток сантиметров от твоего позвоночника. Когда осознаешь, что можешь комфортно парковаться на месте мусорной урны, в голове возникают неожиданные для себя самого идеи относительно смысла автомобильной жизни города. Салон Smart ForTwo достаточно аскетичен, но при этом более чем комфортен даже для дяди ростом «за два метра». Кондиционер, «радио», трансмиссия («шестиступенчатая» роботизированная) — присутствуют. Руль, правда, не регулируется ни по высоте, ни по вылету, но это дань мелким габаритам машины. Объем багажного отделения на первый взгляд хочется сравнить с бардачком на «нормальном» авто. Но на самом деле там, за спиной седоков, над моторным отсеком, можно уместить вполне приличные 220 литров всякого полезного. Однако главное заблуждение большинства российских водителей относительно Smart развенчивается на ходу! Если кто-то считает, что его сделали для того, чтобы ползти в пробке, сообщаем: это неправда. «Толкаться» бампер к бамперу за впереди идущим авто на нем неинтересно. «Робот» в трансмиссии, следуя своей однодисковой природе, с душераздирающими паузами и толчками переключает передачи. Попытки делать это в ручном режиме особо на ситуацию не влияют, а лишь утомляют. Экологическая система глушит двигатель при каждой остановке и немедленно заводит его вновь, как только отпустишь педаль тормоза. Практически каждый сосед по потоку, начиная от таджика на восставшей из какой-то могилы «классике» и заканчивая «эффективным управленцем» на Porsche Cayenne, считает своим гражданским долгом «подрезать» или «не пустить» симпатягу-Smart. Правда, время от времени и у них слегка «ломается шаблон», когда вместо ожидаемой блондинки или «не такого как все» за рулем округлой машинки фиксируют брутально стриженную личность с тщательно культивируемой пятидневной щетиной на лице... Нет, не в пробке раскрывается истинный характер Smart! Заподозрить подобное в принципе можно, даже не садясь за его руль. «Квадратная» и короткая колесная база, ведущие задние колеса большего, нежели передние, диаметра. Литровый 71-сильный (или 84-сильный, в зависимости от комплектации) мотор практически лежит на задней оси. Ничего не напоминает, а? А если подумать?!
Это же самый настоящий симбиоз дорожной машины и гоночного карта! И поэтому на Smart нужно не перемещаться из пункта «А» в пункт «Б», на нем нужно ехать, он, уж поверьте, это дело любит и умеет на «отлично»! Оказавшись за его рулем, вы очень быстро понимаете, что машинка замечательно управляется! Тяжеленький и очень четкий руль, низкий центр тяжести и короткая колесная база творят чудеса. Основное условие: стараться двигаться в бодром городском темпе — на скоростях примерно в 60–80 км/ч. Если удается набрать такой темп, дело, считай, сделано, вы — король потока. Главное — не давать времени окружающим водителям сообразить, с кем имеют дело. Если маневрировать вежливо, заранее включая «поворотники», и неторопливо перестраиваться, толку не будет. Окружающие постараются вас, как уже говорилось выше, «зажать», «подрезать», «не пустить», «выдавить» и всячески третировать прочими подобными методами, демонстрируя аллергическую реакцию на немецкого малыша. Но если ехать активно, то Smart превращается в юркую форель в толчее неповоротливых флегматичных карасей — прочих участников движения. Почти «картинговая» управляемость и миниатюрные габариты позволяют быстро и безопасно «прошивать» поток машин почти в любых направлениях. Авто цепко держится за асфальт, даря водителю эйфорию полного контроля над ситуацией. К тому же на скоростях более 60 км/ч «тормозная» на первый взгляд роботизированная трансмиссия забывает о своей «клевковой» манере переключений передач — и машинка в твоих руках не едет, а прямо-таки «вваливает» и по прямой, и в поворотах! Только одно может остановить этот бег: традиционно вздувающийся в конце столичной зимы асфальт (собственно, зимняя езда предполагает точно такие же «удовольствия», как и для прочих легковушек). Маленькие колесики машины, короткоходная подвеска и коротенькая колесная база к быстрой езде по таким волнам дорожного покрытия и пробитым в асфальте ямам не располагают совершенно. Преодолевать подобные тяготы жизни на скорости Smart ForTwo очень не любит. В отместку он тщательно перетряхивает водителю внутренности и легкомысленно мотает из стороны в сторону своей легкой «мордочкой». В общем, о полной вседозволенности на дороге тут и речи быть не может. Но круглогодичные прелести парковки Smart на улочках центра и в вашем спальном районе наверняка перевесят минусы от езды по городскому бездорожью в межсезонье. В качестве заключения заметим, что эта очень приятная в общении «половина машины» продается официальными дилерами «Mercedes» по цене от 655 000 рублей за базовую версию до 755 000 целковых — за наиболее мощную. |