фото: PhotoXPress
Немного теории. Предпринимательство — это не столько рисковая деятельность, как ныне привычно рассуждается, сколько поиск и использование новых возможностей для получения выгоды. Перспективы, варианты, шансы приходят в виде новых знаний, именно поэтому рынок трактуется в том числе как площадка для обмена информацией. В свою очередь информация поступает из самых разных источников: из общей и специальной литературы, межличностного регулярного и случайного общения, средств социальной коммуникации, произведений массовой и элитарной культуры. Что же до риска как неотъемлемой части предпринимательской деятельности, то риск — это скорее часть издержек, нежели ресурс, из которого по воле случая вдруг получается доход. Предприниматель живет в каждом. Абстрактный бюджетник — тот же предприниматель с той разницей, что он предпочитает стабильное небогатое существование проявлению инициативы, риску создать что-то свое. А разговоры о плохом предпринимательском климате, низкой конкуренции, отсутствии помощи государства — даже не отговорки, а аргументы в пользу ранее сделанного выбора. Предпринимательство всегда и везде выступает в форме творчества, или, как сейчас модно говорить, — креатива. Однако все последние годы российские предприниматели находились под влиянием преимущественно антиобщественного вдохновения: изыскивали новые способы ухода от налогов, получали легальный статус, поскольку зарегистрированный уклонист незаконным предпринимателем не считается, инициировали ценовые сговоры, платили дань бандитским и (или) правоохранительным преступным группировкам, подстраивались под новые правила игры. Это не предпринимательство, господа, это «оптимизация» затрат. Функция, которую в дореволюционные годы успешно выполняли вороватые приказчики. Причем затраты эти как объективные (например налоги), так и субъективные (те же расчеты с «крышей»). Выходит, подавляющее число российских бизнесменов никакие не предприниматели, а дешевые служки ее величества алчности. Даже главный предпринимательский скандал последних месяцев — увеличение отчислений индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд — крутится вокруг одной из статей расходов. Не запрет на торговлю пивом и сигаретами в ларьках, не ползучее повышение арендной платы за муниципальное имущество, а увеличение социальных взносов, составляющих в предпринимательской себестоимости зачастую лишь десятые доли процента. Причем первым возмущение выказал «доблестный» серый сектор: от легального статуса начали отказываться прежде всего те, кто все последние годы использовали регистрацию как ширму, необходимую для совершения формальных действий, например оформление арендных договорных отношений. Подумать только: индивидуальных предпринимателей обязали платить пенсионные взносы не с одного (5205 руб.), а с двух МРОТ (10 410 руб.), что в разы ниже не только средней зарплаты по экономике (26 992 руб.), но даже медианной зарплаты (когда одна половина работников получает больше определенной суммы, вторая — меньше), составляющей порядка 17 тыс. руб. Тут же в ответ полились слезные россказни обеспеченных побирушек, будто весь их ежемесячный доход — сущие копейки. Все прошедшие годы знания и навыки искали и обретали единицы — они же и «выбились в люди». Большинство же креативной работой не утруждалось: все торгуют — и мы торгуем, все открывают японские рестораны — и мы открываем, все ремонтирует квартиры — а мы чем хуже? И не нужно лукавить, будто кто-то заботится исключительно о благе населения: на потребительский рынок работают все. Ближе к практике. В современном предпринимательстве правят бал не нефтяные вышки или золотые прииски, а человеческие потребности. Оглянитесь, проанализируйте, чего вам лично вам не хватает, поговорите с близкими, прислушайтесь к случайным разговорам — подсказки вокруг вас. И не забудьте свериться с формальными (законы) и неформальными (мораль, традиции, обычаи) ограничителями. Не пренебрегайте ежедневно получаемой информацией, формирующей и знание, и идеи. Практическое (эксклюзивное, отличное от общепринятых догм) знание часто более актуально, чем знание теоретическое, научное и систематизированное. Ни один успешный предприниматель не заработал свои капиталы, преображая теорию в практику, все отталкивались от реальности. Не верьте, что все уже придумано до вас. Одной из жемчужин творческого наследия нобелевского лауреата по экономике Фридриха фон Хайека стал вывод о том, что экономическая система производит не материальные вещи, а нематериальное знание. Возможности для экономического роста безграничны, задача сводится к использованию этих возможностей. Не пренебрегайте интуицией. Вспомните, как учатся держаться на велосипеде: когда теряется равновесие, все крутят руль в ту же сторону, в которую заваливаются, и за счет центробежного ускорения падают еще быстрее. Только после того, как организм приспосабливается поддерживать баланс, что-то начинает получаться. С предпринимательством та же история: цены, кредиты, фирмы — это все потом, сначала трансформация информации в идею. Может ли государство помочь предпринимателям? Конечно. Однако глупо обвинять государство с экономическим фундаментом в виде рынка в удушении предпринимательского сектора. Разве абстрактное государство у кого-то крадет будущие идеи? Запрещает думать, анализировать, пробовать? Принуждает работать в лагерях и шарашках за миску похлебки? Не надейтесь, что конкретный путь к успеху подскажут экономисты-теоретики или физики-ядерщики. Во-первых, эти люди посвятили свои жизни науке, а во-вторых, если б они точно знали, как заработать на практике, они бы давно стали минимум обладателями патентов, максимум — владельцами крупнейших состояний. Поражает обилие новоявленных бизнес-консультантов, штампующих привокзальную макулатуру из серии «как заработать триллион». Начинающие предприниматели и здесь, вместо того чтобы пораскинуть собственными мозгами, надеются что-то выжать из чужой, давно реализованной идеи, некогда начинавшейся с банального анализа и получения новой информации. Жизнь со времени тех бизнес-событий давно изменилась, да и предпочтения людей стали другими. ...В 1988 году в тогда еще советском Минске один местный предприниматель наладил выпуск простеньких наборчиков «Сам сапожник» из двух набоек и гвоздиков для каблуков женских туфель (в СССР с бытовыми услугами были большие проблемы). Комплект стоил один рубль. За год было продано 15 (пятнадцать) миллионов экземпляров. Господа, про ваши обиды мы все знаем. Когда вы наконец включите мозги? |