фото: Михаил Ковалев Начало ММДЦ “Москва-Сити” было положено так давно, что прежние обитатели мэрии об этом уже не помнят, а нынешние не знают. Идея “города небоскребов” появилась у гениального архитектора Бориса Тхора в начале 90-х годов. Он же нарисовал первый силуэт Сити: одна супервысокая доминанта в окружении десятка других башен, чуть поменьше. Для воплощения замысла столичные власти подобрали площадку на Краснопресненской набережной, занятую не нужными городу промышленными и коммунальными предприятиями. Тогда никто не предполагал, что строительство Сити растянется на 20 лет, по прошествии которых его расположение из-за гигантских пробок будет объявлено градостроительной ошибкой. Первые несколько лет проект существовал исключительно за счет энтузиазма и поддержки городских властей. Москва за собственный счет не только расчистила бывшую промзону, но и профинансировала сооружение инженерной инфраструктуры будущего центра. Частные инвесторы потянулись на Краснопресненскую набережную уже после 2000 года. Постепенно все 20 участков комплекса были распределены между крупнейшими девелоперскими структурами страны. Себе город оставил только один участок, на котором предполагалось построить новое здание для чиновников мэрии и депутатов Мосгордумы, по дизайну и форме напоминающее гигантскую букву “М”. На первом проекте Тхора здания ММДЦ были по нынешним меркам “малышами” — 30—50 этажей. Сейчас этим параметрам соответствуют только ранние объекты Сити, построенные до 2007 года. Аппетиты у нынешних застройщиков совсем другие. Высота большинства строящихся объектов зашкаливает за 300 м, а у некоторых (например башни “Федерация”) достигает 500 м. За увеличение объемов придется расплачиваться. Как стало известно “МК”, в настоящее время собственников башен буквально заставляют приобрести по вертолету, чтобы обеспечить безопасность делового центра. Оказалось, что ни один имеющийся в Москве подъемный кран не сможет в случае пожара или другого ЧП дотянуться до верхних этажей небоскребов. Хорошо еще, что в разгар кризиса город решил отказаться от строительства самого высокого здания Сити — 612-метровой башни “Россия”. Почти два года площадка пустовала (Москомархитектура предлагала разбить на ней зеленый сквер или построить паркинг), а недавно было объявлено, что вместо одной “России” появится комплекс из трех зданий общей площадью 250 тыс. кв. м. “Причем все они будут значительно ниже предыдущего варианта”, — заверил представитель девелоперской компании. С окончанием кризиса строительно-монтажные работы активизировались практически на всех объектах Сити. Уже известно, что бывший “Сити Палас”, сооружение которого еще до недавнего времени было заморожено, все-таки возродится из котлована теперь уже под именем “Эволюция”. В ноябре 2010 года из проекта ушла компания, принадлежащая жене экс-мэра Москвы, а новые собственники обещают видоизменить силуэт небоскреба, который ранее напоминал две переплетенные фигуры (по всей видимости, это архитектурное решение было навеяно планами поместить в стилобате здания самый большой Дворец бракосочетания в городе). фото: Геннадий Черкасов Еще одна оптимистическая новость связана с транспортным терминалом Сити, до недавнего времени имевшего все признаки долгостроя. Сразу после новогодних праздников стало известно, что к объекту проявляет интерес крупный российский банк, уже имеющий недвижимость в деловом центре. По данным участников рынка, банк готовится приобрести проект, в который помимо терминала входят две офисные башни и гостиница на 390 мест, и поручить его развитие своему девелоперскому подразделению. Из всех объектов Сити в наихудшем положении сейчас находятся те, что непосредственно связаны с городом. Прежние власти так и не сумели организовать строительство в ММДЦ нового комплекса зданий для мэрии и Мосгордумы. А Сергея Собянина идея концентрации в одном месте огромного количества чиновников ничем не привлекла. Без лишних дискуссий проект похоронили, и теперь отцы городы думают, как поступить с освободившейся площадкой. По всей видимости, часть ее территории используют под строительство объекта инженерии или многоуровневого паркинга, а оставшийся участок продадут с молотка. Кроме того, городу предстоит определиться, кто же все-таки будет строить киноконцертный зал на 6 тыс. мест, который в настоящее время записан за мэрией, и общегородскую площадь, основная задача которой — обеспечить пешеходные связи между небоскребами. И зал, и площадь вплотную примыкают к торговому центру, чье открытие запланировано на март 2011 года. Прежде ТРЦ гордо назывался Mall of Russia, но недавно, видимо, под напором инвестора, желающего увековечить название фирмы, его переименовали в Afimall City. Кроме того, в текущем году в эксплуатацию предполагается сдать небоскреб “Империя Тауэр”, где разместятся офисы и жилые апартаменты. Всего в Сити должно быть построено более 4 млн. кв. м офисных, гостиничных и рекреационных площадей, из которых за минувшие 20 лет удалось ввести в эксплуатацию лишь пятую часть. Однако уже сейчас дневное население Сити составляет порядка 100 тыс. человек. А в перспективе только сотрудников офисов тут будет 300 тыс. Плюс посетители торгово-развлекательного центра, постояльцы пятизвездочных гостиниц и обитатели шикарных апартаментов, запроектированных на последних этажах большинства небоскребов. Можно с большой долей вероятности предположить, что у всех этих людей, столь разных по статусу и материальному положению, будет одна общая проблема — парковка. Стояночных мест в деловом комплексе действительно предусмотрено катастрофически мало. Отчасти в этом виноваты чиновники, в свое время не установившие жестких нормативов. Отчасти сами инвесторы. Ну чем иным, кроме как беспечностью и жадностью, можно объяснить тот факт, что на 420 тыс. кв. м офисных площадей одного из высотных зданий приходится всего 74 машино-места? фото: Наталья Мущинкина Увидев свои ошибки, проектировщики пытались их исправить, но было уже поздно. Больше 21,6 тыс. парковок в Сити запихнуть пока не смогли, тогда как, по прикидкам экспертов, на своих автомобилях на работу планируют приезжать порядка 35—40% клерков, которым понадобится 120 тыс. машино-мест. Неудивительно, что при таком дефиците подземные гаражи в ММДЦ ценятся на вес золота. Их продажная цена варьируется в пределах 140—150 тыс. долларов (это стоимость не самой убитой однокомнатной квартиры), аренда ежемесячно обходится в 400 долларов США. К сожалению, инфраструктурные недостатки Сити одними гаражами не исчерпываются. Прежде чем где-то парковаться, сюда еще нужно попасть. А это при нынешней транспортной ситуации весьма затруднительно: со стороны центра нормального подъезда к небоскребам нет, Третье транспортное кольцо почти всегда перегружено. До последнего времени горадминистрация концентрировала свои усилия (и финансовые ресурсы) на строительстве новой магистрали, которая должна связать деловой центр со Звенигородским проспектом. Трасса хороша и нужна автомобилистам, но без модернизации дорог местного значения большого смысла для Сити она иметь не будет. “Нужно сносить жилые дома и за счет этого расширять улицу Антонова-Овсеенко и 1-й Красногвардейский проезд”, — уверены проектировщики. Как стало известно “МК”, на расселение зданий, мешающих реконструкции дорожной сети, уже в 2011 году планируется выделить порядка 2 млрд. руб. Освободившиеся земельные участки позволят расширить ул. Антонова-Овсеенко до 3 полос в каждом направлении, 1-й Красногвардейский проезд до 4 полос в обоих направлениях. Кроме того, Москомархитектура планирует приступить к проектированию нового проезда вдоль Ботанического сада и дорожного участка, связывающего Краснопресненскую и Шелепихинскую набережные. По словам куратора проекта ММДЦ Владимира Ресина, в целом новые магистрали и развязки Сити обойдутся бюджету в 85 млрд. руб. Г-н Ресин пообещал, что полностью работы в “городе небоскребов” будут закончены до конца 2015 года. К этому сроку инвесторы обещают ввести в эксплуатацию все оставшиеся высотки, а город — подтянуть транспортную инфраструктуру. Помимо новых дорог в Сити придет и новая ветка метро. Она свяжет станцию “Деловой центр” со станцией “Нижняя Масловка”, которая будет располагаться вблизи Савеловского вокзала и иметь переход на серую (Серпуховско-Тимирязевскую) линию подземки. |