Год с ВТО. А выиграл кто?

Год с ВТО. А выиграл кто?













фото: Геннадий Черкасов





После 18 лет изнуряющих переговоров. Кстати, это печальный рекорд. Даже Китай мучили на пороге ВТО только десять лет. Уж очень неуступчивыми были как российские переговорщики, так и их западные и восточные партнеры.

Особый интерес ВТО сначала к Китаю, а затем к России не случаен. Как-никак речь идет, даже в нашем случае, об экономике, входящей в первую десятку стран с наибольшим ВВП. Поэтому очень многим партнерам было нужно добиться от нас наиболее благоприятного входа на внутренний рынок. Российские переговорщики, наоборот, отбивались как могли. А вот Украине потребовалось всего-то около трех лет, чтобы раньше России на целых четыре года проскользнуть в ВТО. Соседи сразу согласились снизить свои импортные пошлины чуть ли не до нуля — и ничего, прекрасно себя чувствуют, предприятия не разоряются, хотя в Москве прогнозировали обратное.

Впрочем, к России не всегда был такой уж острый интерес и особый с нее спрос. Заявка на присоединение к ВТО в окончательном виде была подана в 1994 году (как только эта организация, собственно, и возникла на базе ГАТТ — Генерального соглашения о тарифах и торговле). Отечественное производство тогда стремительно сокращалось, а цены разгонялись. И как перспективный рынок наша страна не рассматривалась. Поэтому в середине 1990-х годов, как рассказывали мне многие российские переговорщики с ВТО, можно было туда прорваться без особых трудов. Но не получилось по банальной причине — отсутствия денег в бюджете на загранкомандировки. Дело доходило до смешного — в 1994 году в Женеву, где находится штаб-квартира ВТО, на учебу пригласили первых 40 российских чиновников. Так их полугодовое пребывание на чужбине оплатил американский бюджет. Уж очень нас ждали тогда во Всемирной торговой организации.

Финансировать переговоры были готовы и многие российские бизнесмены. Был даже при Министерстве внешних экономических связей (в 2000 году его влили в Министерство экономического развития) учрежден особый фонд. Но в 1996 году им заинтересовалась Генпрокуратура. Пошли отставки и посадки. Тучи сгустились даже над тогдашним первым замминистра, впоследствии премьером, а сейчас директором Службы внешней разведки Михаилом Фрадковым. Но у него на каждую операцию всегда есть своя особая справка. Так что отстали.

Однако все это уже в прошлом. А что же сейчас? Как обстоит дело с первыми положительными и отрицательными итогами членства России в ВТО?

Я уже много раз писал, что в случае с ВТО выводы придется делать не сейчас, а лет эдак через 7–8. Прямо как в старом советском анекдоте про грузинскую таблицу умножения, где дважды два равняется «где-то там 7 или 8».

Дело в том, что упорные российские переговорщики добились для большинства наших производителей (подчеркиваю, что не для потребителей) множества переходных сроков, в течение которых ничего не меняется.

Например, захотели вы застраховать свою жизнь в филиале зарубежной страховой компании. Можно. Но не сейчас, а через 9 лет после вступления в ВТО, то есть осталось подождать всего-то 8 лет. С иностранным банком вообще ничего не получится, так как ВТО согласилась, что зарубежным кредитным учреждениям в России не разрешено открывать филиалы, а только дочерние структуры, которые обязаны работать по российским законам.

Или еще можно подождать всего лишь пять лет, после чего обещано в разы снизить импортные пошлины на пиво и вино, а также — поменьше, но тоже существенно — на виски, коньяки и прочие крепкие напитки. И что? Розничные цены на них снизятся? Нет. Так как не надо забывать об акцизах.

Еще один разочаровывающий пример с иномарками. Нынешняя 25%-ная пошлина к 2019 году должна быть опущена до 15%. В прошлом году как раз первым шагом в ВТО было снижение автопошлины с 30% до 25%. Но взамен ввели примерно 5%-ный утилизационный сбор. Из-за чего мы и получили от ВТО 1 июля первый судебный иск по поводу нарушения правил этой организации в сфере свободной конкуренции. Судя по всему, придется ждать приличных штрафов.

Но самое главное в этом процессе — не штрафная сумма сама по себе. А тот факт, что российским властям наглядно показали: они даже на своей суверенной территории уже не обладают всей полнотой власти. Есть и высший суд — наднациональный. И именно его предписания, хотя бы и в узкой экономической сфере, придется российскому правительству неукоснительно выполнять. Или, проще говоря, играть по международным, открытым и законным правилам, а не по понятиям чиновничьей верхушки. Вот это и есть первый главный итог нашего членства в ВТО.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей