Среди прочих инициатив предлагается прекращение программы материнского капитала с 2017 года. Объемы финансирования довольно большие, другое дело, что это идет в явный разрез с тем курсом выполнения социальных обязательств, который был провозглашен. Материнский капитал был практически единственным способом стимулирования рождаемости. Следующий удар нанесут по работающим пенсионерам. В значительной степени это кадры системы образования и здравоохранения. Меры непопулярны среди населения, но вряд ли приведут к каким-то конкретным последствиям. Скорее всего еще больше будет развиваться такое «ползучее разочарование», которое существует и сейчас. Не очень понятны шаги по сокращению расходов на оборонную промышленность за счет постепенного отказа от кредитных схем финансирования. Мы уже начали дорогостоящие программы по строительству военных кораблей и прочего. В случае отказа от бюджетного кредитования как такового предприятиям придется брать под гособоронзаказ кредиты у коммерческих банков. Но трудность в том, что на практике Минфин старается не оплачивать проценты по таким займам, не считая их обоснованными расходами. Это поставит производителя в трудное положение: коммерческий кредит не возьмешь, а бюджетный тоже не дают. В дополнение к этому ходят слухи по пересмотру Государственной программы развития вооружений (ГПВ), в том числе о пересмотре сроков и т.п. В общем, такая идея выглядит довольно странно, ведь прибыль по государственным контрактам низкая, и производителям будет крайне тяжело самостоятельно выплачивать проценты коммерческим банкам. Ситуация получается просто убийственная. Забавная сторона состоит в том, что в данной ситуации мы продолжаем наращивать резервные фонды. Фонд национального благосостояния также продолжает пополняться. Вопрос в том, как можно стимулировать экономический рост. Нужны инвестиции и благоприятные условия для развития предпринимательства. Мысли Минфина же идут в каком-то тупиковом направлении. В конечном счете и ГПВ, и социальные расходы в значительной мере нуждаются в редактировании. Мы с упорством маньяка оставляем бюджетное правило (согласно которому в казну поступают только нефтегазовые доходы, которые не превышают $91 с барреля), продолжаем наращивание резервных фондов и т.д. в ситуации, когда декларированные обязательства уже очевидно потянуть не сможем. Эксперт «МК» Сергей АЛЕКСАШЕНКО, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ: — Пушки вместо масла. Выбрали пушки, масло сокращают. Если Путин это поддержит, такие меры, конечно, помогут уменьшить бюджетный дефицит. Правда, если они не будут увеличивать расходы на пушки в это время. О том, что программа вооружений непосильна для бюджета, говорилось давно. Вот Минфин это признал и предложил сокращать иные бюджетные статьи, теперь и социальные расходы. Я не помню, чтобы у нас, за исключением монетизации льгот, народ сильно возмущался урезанию социальных расходов. Беременные матери пойдут бастовать, что ли? Не пойдут они никуда, рожать будут меньше просто. Те, кто рожал из-за денег, рожать не будут. Ну а бастовать-то вряд ли станут. |