Почему японцы спят на работе?

Почему японцы спят на работе?













фото: Ева Меркачева





Первое, чем поразила Япония, — своими... мусоросжигательными заводами. Местные жители гордятся ими. По закону возле каждого такого завода обязательно должен быть расположен спортивный центр — тепло, высвобождаемое при сжигании, идет на обогрев плавательных бассейнов, теннисных кортов и т.д. «Кстати, вот тут играла ваша Мария Шарапова», — указывают сотрудники российского посольства в Японии в сторону площадки возле одного из токийских мусоросжигательных заводов.

Японцам приходится сортировать весь мусор. В каждой квартире стоит по 5—6 мусорных ведер для разного вида (бумажных, пластиковых, пищевых и т.д.) отходов. Не поверите, но японцы даже этикетки от бутылок отрывают. И если ты ненароком выбросил пластиковую чашку с бумажной крышкой и с недоеденной пищей внутри (то есть три разных вида мусора), тебя могут оштрафовать. Но штраф — ерунда по сравнению с осознанием чувства, когда соседям за тебя стыдно...

Кстати, главное правило японцев — не создавать людям «мэйваку», то есть беспокойства, не давать даже повода для раздражения. Мэйваку — это не только не отсортированный тобой мусор, но и когда ты слишком сильно надушился, когда завел дома громко лающую собаку, перебежал улицу в неположенном месте, метнулся при вождении с полосы на полосу, громко разговаривал по телефону в общественном транспорте... Когда не получается не создавать неудобств другим, японцы стараются хотя бы это загладить — перед приходом толпы гостей они обходят всех соседей с подношениями и просят прощения, что у них в доме будет немного шумно.

Второе, к чему привыкать долго и трудно, — к суперумным ватерклозетам. Обычно российский турист впадает в панику, увидев множество, как на пульте космического корабля, кнопок и пытаясь найти ту самую. Находят не все...

Вообще Япония — страна не просто контрастов, а не поддающихся европейскому уму, но полных глубочайшего смысла противоречий. С одной стороны, здесь в узеньких улочках полно чайных домиков, вход в которые нарочито сделан очень низким — сгибаясь, идущий как бы оставляет за порогом гордыню и суетные мысли. С другой, ни в одном городе мира нет такого фетишизма, такого поклонения девочкам с телеэкранов и героям анимэ. И доказательство тому — район Акихабара в Токио. Некогда он был известен всему миру как гигантский рынок электроники. Тут можно было найти то, чего нет больше нигде. Старинные приемники соседствуют с последними новинками, чудесами техники, которые, возможно, никогда не будут пущены в серийное производство. Потом, когда Японию в целом и Токио в особенности охватила волна игр и анимаций, район превратился в центр молодежной поп-культуры.

— Человек целый день трудится в офисе, в костюме, безупречно выглядящий и безупречно работающий, а вечером приходит сюда, и вы его никогда и ни за что не узнаете, — рассказывает сотрудник МИД Японии.

Так вот, в Акихабаре есть целые комплексы, куда приходят офисные служащие, вырядившись как герои их любимых игр или мультфильмов. Или строгий босс крупной компании после тяжелого рабочего дня открывает двери «мейд кафе» (там вместо официанток обслуживают девочки в костюмах горничных) и делает по их приказанию всякие «мимишечки» — приставляет ушки, как зайчик, мяучит, как кот, и т.д. Горничные рисуют на блюдах смешные картинки, «налагают на них чары» (делают руки сердечком и заставляют клиента повторять за ними «любовные заклинания»). Русский мужик плюнул бы, глядя на это безобразие, а японцы даже одобряют. Считают, что полезно менять свой имидж и тем самым снимать стресс.

Культ девочек-школьниц по-прежнему в Японии сильно выражен. Но нас уверяют, что каждой из «горничных» больше 20, а чаще всего не меньше 25. Просто они умудряются выглядеть и вести себя на все 13 (если честно, тут вообще возраст определить трудно).

Но все это цветочки. Если пройтись по магазинчикам Акихабары, можно заподозрить их посетителей в сумасшествии. Ей-богу, странные у людей хобби. Вот, скажем, отдают по 100 долларов за карточку с изображением любимого персонажа. Последний писк моды — самому собрать себе куклу, которая будет в единственном экземпляре. Отдельно покупаются уши, глаза, волосы, ногти, груди… Стоит каждая «запчасть» в среднем по 20—30 долларов. А хорошо сделанная, уже готовая кукла персонажа из любимого мультика высотой всего 10—15 см может обойтись в 150 долларов. Нет, не понять нам японцев…

 





Почему японцы спят на работе?


















 

Японцы очень любят скачки. Так что на ипподромах всегда полно народу. И вот долгое время там в забегах участвовала одна лошадь. Именно она стала настоящей национальной героиней. Символом счастья и удачи. Что в ней такого было? Не трудитесь угадывать, бесполезно (наша группа журналистов привела все возможные варианты, предположив даже, что лошадь была слепая, принадлежала императору, ездила без всадника и т.д. — все мимо). Такой дорогой для японцев она стала потому, что... не выиграла ни одной скачки. Ни единой. Никогда. И что тут такого — спросите вы? Это загадка японской души. Люди ставили на эту лошадь, уверенные на 100%, что она проиграет, и радовались. Потом билетик хранили, возили с собой в машине или носили в карманах как оберег от несчастного случая. Каждый, кто бывал на скачках в Токио, ставил на нее. И это не считалось благотворительностью или неким жертвоприношением, ничего подобного. Лошадь стала залогом стабильности, что ли. Гарантией того, что все будет хорошо. «Я знаю, что так же, как эта лошадь никогда не придет первой, ничто плохое не случится со мной». И кстати, с этой лошадью никогда не было никаких эксцессов — она не ломала ногу, не сбрасывала седока, не сталкивалась с другими… Она всегда стабильно шла на скачках одной из последних и словно не пыталась даже ничего изменить, зная свою «высокую миссию».

Другая история — про мегапопулярный мультфильм, который посмотрел каждый и от которого народ впал в экстаз. Вкратце сюжет. Один маленький японский мальчик захотел стать художником. Он много учился, очень старался, но, увы, не повезло. В конце мультфильма мальчик умирает от голода. И что в этой истории такого?! — спросите вы. Зачем вообще показывать детям и взрослым мультфильм со столь печальным концом? Да и вообще, мальчик был, как выразились бы американцы, лузером, а отнюдь не героем. Но японцы считают иначе. Для них подвиг заключается уже в самом страдании.

Ни один советский мультик не заканчивается плохо. И в том числе за это наши мультфильмы обожают во всем мире. А в Японии важен не счастливый конец, а уровень эмоционального напряжения (мне кажется, что и нашего Чебурашку они очень любят за то, что он всегда немного грустный). Может, отсюда такое количество самоубийств среди молодежи? К сведению, по статистике, в Стране восходящего солнца ежегодно совершают суицид около 30 тысяч человек.

 





Почему японцы спят на работе?


















 

Можно провести в Японии целый месяц и ни разу не увидеть настоящих гейш. И не надо путать с ними женщин в кимоно со сложными прическами, развлекающими клиентов в барах или же идущими поздно ночью к храму. И хоть правительство Японии уверяет, что гейш в стране осталось примерно 1000, на самом деле их всего около 100.

— Быть гейшей уже не престижно, — говорит наш гид Сергей Волковский. — Японки не хотят в течение долгих лет постигать многие искусства, секрет наложения сложного макияжа, спать на специальных подставках для головы (чтобы сохранить прическу). У современных женщин другие интересы. Потому в майко (ученицы гейш) попадают в основном деревенские девочки из бедных семей. Вы, кстати, можете увидеть их играющими в театрах. Но когда они станут гейшами, то уже не будут выступать на публике. Разговоры о том, что гейши теперь занимаются продажной любовью, чепуха. Этого не было раньше, нет и сейчас. Гейша — как подруга. Она сама может выбрать, кого пригласить к себе в гости, а кого — нет. Счастливчики смогут посмотреть на ее танцы, поиграть с ней в какие-то игры, поговорить на любые темы, так что это доставит им невероятное удовольствие. Но если потом она скажет тебе: «Буду рада видеть снова», это означает, что от дома вам... отказано. Япония — страна парадоксов, полунамеков. Заказать гейшу очень дорого. И опять-таки, повторюсь, не факт, что вы ей понравитесь и она согласится провести с вами время. Однако может и случиться настоящая любовь у вас с гейшей. В Японии ведь до сих пор треть браков совершается по выбору родителей. У многих гейш есть покровитель — данна, — который ее любит и обеспечивает ей весьма дорогую жизнь. Быть данна очень почетно. Это показатель твоего богатства и особого положения в обществе.

В городе Киото, где много веков жил император и где до сих пор запрещено строить высокие здания, есть улицы гейш. Одна из самых известных — в районе Гион. Но надо быть очень внимательным, чтобы не упустить гейшу. Она подъедет к увеселительному заведению на такси, выпорхнет из него и юркнет в дверь. Это всего пара секунд. Мы оказались в числе счастливчиков — заметили прибывшую на работу гейшу возле одного из закрытых ресторанчиков.

Разглядеть себя она не дала, ясное дело. Но такое ощущение, что ее аромат, ее энергетику еще долго хранило то место, где она просеменила своими крошечными шажками. Кстати, наши провожатые объясняют, что именно в это заведение, куда она прошла, не пустили в свое время Михаила Горбачева. Во время своей поездки в Японию Михаил Сергеевич изъявил желание посмотреть на настоящую гейшу. Но ему отказали. Гейши отвергли российского политика, сказав что-то вроде «незнакомцев на погляд не пускаем».

Японский чиновник априори не может быть глупым. На госслужбу в стране берут только тех, кто закончил ведущие японские вузы (где просто бешеный конкурс — до 100 человек на место) и прошел ряд тестов. Дать взятку, договориться по-родственному не возможно.

— Выбирают не просто из самых умных и самых талантливых, — говорят в правительстве страны. — Учитываются личностные качества. В первую очередь отношение к людям — чиновник должен гореть желанием служить им, как самураи когда-то служили сегунам.

Работают чиновники фактически с раннего утра до ночи (чаще до 23.00). Если время приема посетителей заканчивается, то те знают беспроигрышные в таких случаях слова: «Вы живете за мой счет, за счет других налогоплательщиков». Действуют они, подобно заклинанию. Чиновники хоть и получают неплохо, но должны нести гнет осознания, что проедают деньги простых людей. А значит, просто обязаны посвятить свою жизнь, помогая им.

Если вы попадете в госучреждение Японии, то обратите внимание на температуру. Не слишком-то она здесь комфортная — жарко, душно. А все потому, что по закону температура в таких помещениях опускается максимум до 28 градусов. Угадайте почему? Да потому, что дорого. Кондиционеры поглощают много энергии, а она в Стране восходящего солнца — настоящее сокровище. А в обществе считают, что экономить в первую очередь надо на чиновниках, поскольку они, живущие за бюджетные деньги, вполне могут потерпеть. «Потерпеть» нелегко, потому как влажность большая, да и пиджаки снимать запрещено. Вообще чиновники должны находиться в учреждениях только в костюмах, причем в очень скромных, неброских. Нельзя носить драгоценные украшения, дорогие часы и запонки, слишком ярко краситься и т.д. Не так давно был принят закон об этике госслужащего. Сильная вещь, я вам скажу! По этому закону чиновник не имеет права не просто принимать подарки, но даже траурные венки (если умер кто-то из его близких). Он не может сесть в машину к человеку, с которым по долгу службы общается, не имеет права выпить даже чашку чая в учреждении, в которое приехал с проверкой. Категорически запрещено путешествовать и отдыхать в компании с людьми (даже если вышло это случайно), которые имеют хоть какое-то отношение к его работе. Нельзя делать все то, что вызывает подозрения. Есть даже японская пословица на этот счет. В переводе она означает примерно следующее — нельзя поправлять шапку под яблоней и сапоги на картофельном поле (чтобы никто не подумал, что ты хочешь украсть яблоко или картофелину).

Но самый забавный пункт — чиновник не имеет права играть в гольф. Потому что японскому народу это не нравится. Вот где настоящее торжество демократии. И кстати, против гольфа японцы выступили после того, как эту игру полюбил бывший замминистра обороны, ныне заключенный Такэмаса Мория (осужден за то, что брал взятки от поставщиков военной техники).

Японцы озаботились даже тем, чтобы чиновники, выйдя в отставку или уволившись, не могли использовать свои связи. Скажем, если человек курировал транспорт, то он не может работать ни в одной автомобильной компании, в фирме по производству и продаже запчастей, топлива и т.д. и т.п.

А вообще требовательны японцы не только к чиновникам, но и к самим себе. Им стыдно встать и уйти с работы первыми в конце дня. Для них невозможно бросить начатое дело на полпути. Заночевать на работе почти что почетно, и предприятие каждого обеспечивает бесплатным койко-местом. Во многих городах есть гостиницы-капсулы для тех, кто не успел на последнюю электричку до дома. Хорошо ли все это? Ой, не знаю... Посвящая себя работе, они мало времени уделяют семье и, когда выходят на пенсию, разводятся. Потому что понимают, что стали совершенно чужими с супругом. К тому же есть такое понятие, как кароси, в переводе означающее «смерть трудоголика». Очень распространенный диагноз в Стране восходящего солнца.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей