Жители городского поселения Хорлово хотят экологических перемен

Жители городского поселения Хорлово хотят экологических перемен













фото: ru.wikipedia.org





Вот уже много лет жители городского поселения Хорлово с населением 8,5 тысячи человек, расположенного неподалеку от подмосковного города Воскресенск, соседствуют с заводом «Воскресенские минеральные удобрения» (ВМУ). Предприятие приближается к поселку — ему необходимы новые площади под хранение химических отходов. Жители поселка «бьют во все набаты» и требуют дополнительных экологических гарантий. Экологи уверяют: земля и грунтовые воды в окрестностях Воскресенска находятся не в лучшем состоянии, а руководители завода продолжают заявлять о безвредности отходов производства. Кто прав, кто виноват — «МК» попытался разобраться в давнем конфликте.

В окрестностях города Воскресенск Московской области есть местная «достопримечательность», так называемая «Белая гора». Для равнинной местности среднего Подмосковья явление довольно уникальное. Сюда совершают паломничества любители редких явлений и острых ощущений. В ясные солнечные дни белоснежной вершиной кургана можно было бы даже и полюбоваться, но эта гора является площадкой складирования фосфогипса — специфического отхода от производства минеральных удобрений. В дополнение к химической горе в самом Воскресенске имеется французское предприятие «Лафарж» — завод по производству цемента и бетона, присутствие которого не является незаметным — все окрестности усыпаны мелкой серой пылью. Для местных жителей такое соседство, думаю, вряд ли можно назвать счастливым, но избежать его, похоже, не представляется возможным. Ведь цены на дом, квартиру или дачный участок здесь, учитывая соседство с такими представителями крупного капитала, существенно отличаются от других районов Подмосковья. Остается бороться за лучшее будущее для себя и своих детей.

Воскресенский район — один из самых экологически неблагополучных в Московской области. Жители давно пытаются достучаться до представителей власти. Так, ИА «Росбалт» сообщало о том, что «очередной выброс паров серной кислоты в атмосферу стал поводом для обращения жителей Воскресенска в 2010 году с открытым письмом к премьер-министру Владимиру Путину. Они просили разобраться в причинах загрязнения, регулярных техногенных авариях на ВМУ и с руководством завода…Жители подмосковного Хорлово уже обращались в прошлом году в Общественную палату РФ. Они указали на целый ряд нарушений закона со стороны ВМУ». Тогда Общественная палата заявила, что берет ситуацию в Воскресенском районе на контроль и направила запросы в Росприроднадзор по ЦФО, Роспотребнадзор и Министерство экологии Московской области.

«Во рту у нас от вашей работы несладко, во рту у нас от вашей работы пыль!» — сказал вриогубернатора Московской области Андрей Воробьёв, побывав 29 мая с рабочим визитом в Воскресенском муниципальном районе. Глава региона отметил, что цементному заводу необходима модернизация, на что получил ответ: уже в июне к действующему в настоящий момент одному фильтру будет добавлено еще два.

— На днях я была на месте — пока ничего не сдвинулось с мертвой точки, местное руководство «Лафарж» только обещает исправить ситуацию, — рассказала представитель Российской экологической партии «Зеленые» Елена Гришина в интервью ИА «Росбалт».

Не меньшую обеспокоенность, по мнению эколога, вызывает и ситуация, связанная с деятельностью другого «градообразующего предприятия» — Воскресенские минеральные удобрения.

— Дело в том, что из-за деятельности именно этого предприятия была отравлена вода. Поселок Медведка из-за ВМУ много лет живет на привозной воде. Если ВМУ, совершенно не заботящиеся об экологии, начнут еще и расширяться, то воду в районе вообще станет невозможно пить, — продолжает Елена Гришина в том же интервью.

Похоже, до тех пор, пока предприятие не изменит свою «экологическую» стратегию, вряд ли что-то поменяется.

В ходе своего визита Андрей Воробьёв осмотрел и площадку складирования отходов фосфогипса, ту самую Белую гору». С полигоном что-то нужно делать — ситуация плохая, — сказал Андрей Воробьёв.

— Я поднимала вопрос и на уровне правительства Московской области, и на уровне Госдумы. В результате 4 июня Росприроднадзор отказал предприятию в согласовании его проектов по наращиванию и расширению полигона, отметив, что представленная проектная документация не соответствует действующим экологическим требованиям. В статье, опубликованной в «Воскресенской районной газете» 8 июня 2013 года после визита на предприятие Андрея Воробьева, почему-то этот факт руководство предприятия решило не афишировать, — говорит Гришина.

В одной из московских химических лабораторий «МК» пояснили, что вредное воздействие фосфогипса на окружающую среду возникает при выделении фторсоединений. Наибольший вред наносят газовые токсичные выделения, загрязняющие воздушный бассейн: при выпадении осадков воднорастворимый фтор попадает со стоком в поверхностные, а при инфильтрации — в грунтовые воды, вызывая их загрязнение.

В других регионах России тоже есть «белые горы» из фосфогипса, например, в Балакове Саратовской области.

— Другое дело, что все эти горы находятся на значительном удалении от мест проживания людей. В случае же с Воскресенском жители обеспокоены тем, что сам поселок со школами, детскими садиками, больницами находится в опасной близости от полигона с отходами, а дачники из товарищества «Отрадное» — с колодцами, огородами и садовыми участками и того ближе! — отмечает Гришина. Эти факты неоднократно отмечались экспертами и отражались в центральных СМИ.

— По уровню экологической опасности фосфогипс во всем мире относится к отходам III или IV классов токсичности, — рассказал профессор Саратовского государственного университета Юрий Ваньшин.

Почему же фосфогипс ВМУотнесен к пятому классу опасности, практически безопасному (к которому также относится хлебная крошка, льняная нить, плодовые косточки, чайная пыль)? Возможно, потому что это совсем другие санитарно-защитные мероприятия, перевозка, не требующая лицензирования, совершенно другая плата за размещение отходов?

Однако при всем негативном настрое люди совсем не против предприятия. Многие воскресенцы и хорловцы сами там работают, и там работали их родители и деды. Они помнят те времена, когда завод минеральных удобрений был главным добытчиком и держателем города — строил дороги, дома, обогревал здания. Дом культуры, Ледовый дворец, великолепная каштановая аллея в Воскресенске — все это свидетели того времени, когда руководство предприятия и местные жители мирно соседствовали. Сегодня ВМУ тоже не бедствуют. Предприятие входит в холдинг «Уралхим» с головным офисом в Москве и подобными предприятиями в разных регионах России. Модернизация предприятия могла бы существенно повысить имидж компании, не говоря уже о том, что на переработке фосфогипса и других подобных отходов можно неплохо зарабатывать. Однако складывается впечатление, что у производителей удобрений пока не было времени об этом задуматься. И, думаю, единственный способ нарушить существующее безразличие к экологии и простым людям — это выступить всем миром, звонить во все колокола и рассказывать о происходящем в Воскресенске со всех трибун.

Ну и в заключение об упомянутом выше заводе «Лафарж» — французском преемнике старенького российского предприятия. Мы все восторгаемся западными предпринимателями за их бережное отношение к природе и людям — на родине они ведут себя именно так. Но там их к этому обязывают жесткие законы и суровое общественное мнение. А что же у нас, на этом можно сэкономить? Съездив в Воскресенск, я увидела пропитанную бетоном листву деревьев, утопающие в бетонной пыли дороги и дома, их не обмоет обычная дождевая вода! Как объяснить жителям города и соседних с ним поселений, почему они стали заложниками чьей-то жадности и безразличия?!


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей