фото: Александр Корнющенко
Законопроект о невозвратных билетах был внесен в Госдуму в самом конце весенней сессии; рассмотреть до парламентских каникул его не успели. Документ предлагает дать перевозчикам право продавать особый вид билетов: без выплаты за них компенсаций в случае отказа пассажиров от перелета. По мнению разработчиков законопроекта, билеты от этого подешевеют. «По статистике, салоны самолетов заполняются на две трети, а в низкий сезон воздушные суда летают полупустые. Если норма о невозвратных билетах будет принята, авиакомпании смогут устраивать распродажи дешевых билетов, не боясь, что они будут возвращены. Заполняемость мест в самолетах повысится. Это позволит перевозчикам снизить стоимость и тех билетов, которые продаются по обычному тарифу», - сообщил эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров. Проблема в том, что законопроект…противоречит действующему закону «О защите прав потребителей». В нем заложен принцип: потребитель вправе передумать и отказаться от услуги, а невозвратные билеты— это либо лети, либо теряй деньги. И это еще не все изменения. «До конца 2013 года будут приняты поправки в Воздушный кодекс, которые будут способствовать снижению стоимости авиаперевозок»,— заявил Сергей Неверов. Речь о трех принципиальных поправках. Сейчас пассажир имеет право провозить с собой 10 кг. багажа бесплатно. Их хотят заставить платить за багаж отдельно, не включая эту сумму в цену билета. Кроме того, пассажиров хотят оставить в полете голодными. Сейчас кормежка входит в цену билета и обязательна по Воздушному кодексу. Согласно поправкам, вся еда будет за отдельную плату. Если уж на железнодорожных вокзалах цены на 50-100% выше по сравнению со среднегородскими, сколько же будет стоить бутерброд в лайнере? Ведь самолет — не поезд; свою еду туда проносить нельзя по соображениям безопасности. Третья поправка касается пилотов-гастрабайтеров. Согласно Воздушному кодексу, пилотировать гражданские воздушные суда могут только граждане РФ. Неграждан даже не берут в соответствующие учебные заведения (в военные летные училища—берут). Это положение хотят отменить и разрешить летать иностранцам. Константин Тетерин, создатель нескольких лоукостеров: «Без поправок в законы, которые наконец-то стали рассматриваться Госдумой, создание лоукостеров в России невыгодно. Они просто разорятся: все попытки были неудачны. Что касается пилотов-гастарбайтеров, то действует Таможенный союз. Непонятно, почему белорусы и казахи не могут летать на наших линиях. Да и украинцы тоже, если заключить соответствующее соглашение». Проблема высокой стоимости авиабилетов вышла на уровень президента страны в декабре прошлого года (см. заметку: в “МК» от 24 декабря 2012 года). С 1 января в России разрешили работать иностранным лоукостерам. А российские перевозчики настаивали на вышеуказанных поправках. Президент Путин их поддержал, но с оговорками, особенно о пилотах-иностранцах. «К этому нужно подойти особенно внимательно; с профсоюзами этот вопрос нужно обсуждать. Но создать такого перевозчика было бы правильно, многие пассажиры наверняка пользовались бы этими рейсами. Они стали бы более доступными по цене для целой группы граждан с небольшими доходами», — заявил Владимир Путин. Обсуждения в Минтрансе и на более высоких уровнях длились до середины июля. Как видим, ультиматум удался; власти вовсю принимают неудобные для пассажиров поправки. Но винить за это нельзя ни власти, ни компании. Такова реальность: хочешь летать дешево — терпи определенные неудобства. Если не создать условия для работы отечественным компаниям, их просто вытеснят из ниши низкобюджетных авиаперевозок. МЕЖДУ ТЕМ Генпрокурор Юрий Чайка направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором говорится: Генпрокуратура и ФАС выяснили, что россияне, пользующиеся услугами ряда авиакомпаний, необоснованно переплачивают за билеты эконом-класса в полтора раза, бизнес-класса — в два. Одна из причин — навязывание дополнительных услуг. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Василий ЯШКИНАС, выпускающий редактор сайта «МК»: — Я часто летаю из Москвы в Иркутск. Поневоле осуществляю мониторинг цен на этом маршруте всех авиаперевозчиков. Иногда из-за разницы в ценах выгодней лететь туда одной компанией, а возвращаться другой. В зависимости от сезона цена перелета составляла от 3 тыс. до 12 тыс. руб. в один конец. Однако странная ситуация сложилась начиная с июня 2012 года. Все авиакомпании держат цены на одинаковом максимальном уровне и зимой, и летом. Более того, зачастую улететь в Читу и Улан-Удэ, расположенные на 500–1000 км на восток дальше от Москвы, чем Иркутск, можно дешевле. Об всем этом я написал в заявлении в ФАС в ноябре 2012 года. В феврале 2013 года антимонопольная служба по Иркутской области (УФАС) начала расследование по признакам ценового сговора между авиакомпаниями. В июне пресс-служба ФАС сообщила о возбуждении дела: «Тщательный анализ экономических фактов и данных, полученных в ходе проверки, подтвердил, что во втором полугодии 2012-го и в начале 2013 года четыре крупных авиаперевозчика демонстрировали модель группового поведения. Это выразилось в негласно скоординированной ценовой политике именно на направлении Иркутск—Москва. Тарифы на пассажирские перелеты придерживались в едином ценовом диапазоне, что не было обусловлено объективными обстоятельствами, в разной степени влияющими на деятельность компаний. Все четыре авиакомпании установили максимальные цены за билеты в столицу именно в Иркутске (билеты этих же перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили значительно дешевле). Ход этого дела по признакам нарушения конкурентного права будет носить публичный характер». |