фото: Кирилл Искольдский
Сейчас за исполнением трудового законодательства должны следить территориальные органы Минтруда, ФСТЗ и Рострудинспекции. Эта система себя изжила, о чем говорят ее руководители. Потому что жалобщик должен прийти к чиновникам и показать паспорт. Многие бояться начальства; не рискуют «светиться». Роструд и ФСТЗ начали реформу. Ее планируется реализовать до 2018 года. Первые результаты видны уже сейчас. Последние 12 месяцев были направлены на активную пропаганду, и дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. По словам Михаила Иванкова, «ФСТЗ наблюдает лавинообразное увеличение количества обращений. Удалось достучаться и пробудить обе стороны, как работников, так и работодателей. Радует, что люди начали проявлять сознательность. Мы слышим не только и даже не столько жалобы и претензии, но вопросы и просьбы консультаций. Люди хотят знать, как правильно поступить, что им нужно сделать». Уже в октябре Роструд планирует приступить к реализации одной из важнейших частей проекта: запуску электронных сервисов. Предусмотрены несколько программ, которые будут запускаться в первую очередь. Во-первых, сервис предпроверок. Он позволит руководителям организаций и предприятий лучше подготавливаться к очередным инспекциям в сфере охраны труда. Сейчас вопросы, связанные с этой темой, составляют львиную долю всех обращений в Роструд. Также будет запущен так называемый «электронный инспектор», который сможет разрабатывать программы оптимизации документной базы и тоже улучшит качество взаимодействия работодателей с госорганами. Будет создан «личный кабинет», где заявитель сможет в режиме реального времени отслеживать статус своей заявки. Более того, каждая стадия, через которую будет проходит обращение, станет отображаться таким образом, что граждане смогут сами корректировать его «траекторию», если вдруг оно «собьется с курса». Большие надежды связаны с модулем рейтинга работодателей. Разработчики учли, что по отзывам работников невозможно составить объективное мнение о работодателе. Именно поэтому рейтинг хоть и будет учитывать мнения трудящихся, но все же в основном будет составляться на основании собственных данных и проверок Роструда. Разработчики надеются, что реформа даст комплексный позитивный эффект. Автоматизация исключает возможность коррупционной составляющей. Проект должен помочь в деле универсализации предоставления гос. услуг. У граждан не должно быть головной боли, связанной с вечной беготней по инстанциям. Государство должно быть более доступным и отзывчивым. Ну а обычный человек; наемный работник, получит возможность пользоваться юридическими консультациями по трудовым отношениям. В том числе, анонимно; такую возможность сервис допускает. Опыт показывает, что, столкнувшись с «подкованным» сотрудником, работодатель меняет тон общения с ним: перестает «давить» и идет навстречу в рамках закона. |